Почему не разгоняют протесты в Хабаровске? Объясняет Валерий Соловей
Хотя этот приказ отдан, а, главное, в городе и его окрестностях сосредоточено множество росгвардейцев и прочих прикомандированных кривдоохранителей. Ответ, на первый взгляд, очевиден: высокая динамика протестов. Технически не так просто разогнать 50-60 тыс. человек.
Но еще более опасны немедленные и отдаленные последствия подобного разгона. Как отреагируют люди на гвардейцев Золотова, лихо орудующих дубинками, очевидно. Сразу же появятся очаги сопротивления. Ну а дальше может быть только хуже. Как выражаются в определенных кругах: «прилетит ответочка». И боязнь ее блокирует выполнение приказа президента.
В Хабаровском крае, помимо энтузиазма и стойкости самих хабаровчан, оказалось еще два важных сдерживающих фактора. Местный криминалитет и военные. «Разбойный элемент» ответил отказом политической власти, упрашивающей его принять участие в нейтрализации протестов, в частности, через организацию провокаций и избиения активистов. В данном случае криминальные круги идентифицируют себя с интересами жителей края и не желают появления в Хабаровске московских варягов.
Не менее важно, что фактически подобную позицию заняли и военные, дислоцированные в крае. Они ответили отказом на предложение кривдоохранителей поучаствовать в нейтрализации политического кризиса. По рассказам очевидцев, во время переговоров армейцы даже не подают руки росгвардейцам.
Так что события в Хабаровском крае вполне могут оказаться репетицией предстоящего в скором времени общенационального кризиса: беспомощность полиции и Росгвардии перед массой народа и нейтралитет армии.
Автор — политолог, доктор исторических наук Валерий Соловей