Правительство РФ будет бороться с кризисом в долг
Правительство официально подтвердило формальное отступление от бюджетного правила на 2020–2021 годы. Расходы в эти годы будут в среднем на 2% ВВП выше, чем требуют ограничения, но Фонд национального благосостояния Белый дом по крайней мере в этом году расходовать практически не будет, большая часть финансирования антикризисного плана (сейчас — до 4,4 трлн руб.) будет оплачена из займов. ФНБ, возможно, не будет и пополняться — так как основной объем недополучения бюджетом доходов связан со сделкой ОПЕК+, Минфин обсуждает схему, в которой бюджетные ограничения не будут до 2022 года реагировать на снижение объема экспорта сырья, пишет «Ъ».
Парадоксально, но потери доходов федерального бюджета от эпидемии коронавируса уже компенсированы сделкой по покупке правительством контрольного пакета акций Сбербанка у ЦБ на средства ФНБ. За этим исключением, по форме не затрагивающим само назначение фонда, ФНБ в 2020 году почти не будет использоваться — за год (при текущих ценах на нефть) из него будет потрачено, по расчетам Минфина, 250–300 млрд руб.
Большую часть остальных недостающих для финансирования дополнительных расходов бюджета в 2020–2021 годах предполагается занять на открытом рынке — накануне Минфин объявил, что в третьем квартале намерен разместить ОФЗ на 1 трлн руб. (с начала года уже занято 1,7 трлн руб.), и это принципиальная позиция — по словам Владимира Колычева, сейчас банковскому сектору разумнее принимать на себя суверенный, а не кредитный риск, в силу этого финансировать дефицит бюджета (менее 5% ВВП в 2020 году — это текущая оценка) рациональнее через займы, а не из ФНБ. В сумме же 4,4 трлн руб. плана восстановления — это 1,1 трлн руб. средств сделки по Сбербанку, 1 трлн руб. перераспределенных расходов бюджета (не влияющих на общий объем расходов), остальное — займы. Отдельно в расходах 2020–2021 годов следует учитывать порядка 1 трлн руб. перенесенных (то есть непотраченных) расходов 2019 (и, вероятно, 2020) года.
Таким образом, для борьбы с коронавирусом и его последствиями временное отступление от бюджетного правила не так необходимо — по сути, Белый дом отказывается от него в основном для смягчения спада ВВП и для стимулирования более быстрого восстановления.
800 млрд руб. выплат, из которых большая часть — выплаты семьям с детьми (лишь 200 млрд руб. из этой суммы — новые пособия по безработице), в немалой степени связаны с конституционным референдумом. До 800 млрд руб. плана — это поддержка региональных бюджетов и социальных фондов, в том числе компенсация им сниженных и отсроченных ставок соцплатежей.
В 2 трлн руб. поддержки наиболее пострадавших отраслей отсрочки по налогам — это более 0,5 трлн руб., столько же уйдет на «списываемые» кредиты при условии сохранения занятости — притом что всплеск безработицы, который они призваны предотвратить, в большей части предположителен. Чисто отраслевая поддержка — это еще 800 млрд руб. (из них — 0,5 трлн руб. госгарантий).
На практике примерно половина средств плана восстановления — расходы, в которых политическая и экономическая целесообразность смешаны и неотделимы от долгосрочных стимулирующих мер. После 2021 года правительству придется учитывать, что главным действенным «средством против коронавируса» стал возврат налогов домохозяйствам и компаниям, снижение налогового бремени и дерегулирование — и дело было не в эпидемии.
Комментарий экономиста Никиты Кричевского
Смысл в том, что заливать дыру в бюджете предписано (сами знаете кем) не средствами ФНБ или остатками на бюджетных счетах, а в основном займами. Для чего вносить «временные» поправки в Бюджетный кодекс вовсе необязательно.
Планы по займам грандиозные. Только в этом квартале планируется занять 1 трлн руб. (с начала года занято уже 1,7 трлн руб.). Притом, что стоимость антикризисного плана составляет 4,5 трл руб., но там ещё налоговые послабления и проч.
🔹чем отдавать будем?
🔹не означают ли завышенные требования к отчетности предприятий «пострадавших» отраслей стремление уменьшить цену антикризисного плана?
🔹как скоро и с какого порога будет введена прогрессивная шкала НДФЛ без освобождения от подоходного налога низкооплачиваемых?