В июле экспорт российской нефти обвалится на 42%
Россия сдает позиции на европейском нефтяном рынке. В июле экспорт нефти из РФ через порты в европейской части страны составит лишь 2,28 млн тонн, или 540 тысяч баррелей в сутки — на 42% меньше, чем в июне.
Так мало нефти на ключевом, европейском рынке Россия не продавала с 2003 года. Причин четыре:
- соглашение ОПЕК+ по снижению добычи;
- возросший внутренний спрос на моторное топливо после снятия самоизоляции;
- высокие цены на Urals, она сейчас торгуется с премией к Brent;
- конкуренция со стороны нефтяных поставок из Норвегии, Западной Африки, США.
Продление сделки ОПЕК+ по ограничению добычи совпало с отменой карантина и восстановлением спроса на топливо, и в результате нефти на экспорт «практически нет», рассказал «Интерфаксу» один из нефтетрейдеров. Компании вынуждены резать поставки на внешние рынки, и некоторым с трудом удается исполнять даже минимальные контрактные обязательства, говорит он.
Место российской нефти в Европе занимают сорта из США, Норвегии и Западной Африки, рассказали Reuters представители НПЗ и торговых компаний.
Обвальное сокращение поставок Urals привело к тому, что российский сорт стоит рекордно дорого относительно Brent — премия достигает 2,4 доллара за баррель. По таким ценам брать Urals невыгодно, объясняет нефтетрейдер: переработка российской нефти на «сложных» НПЗ юга Европы приносит убытки, размер которых составляет превышает 3 доллара за каждый баррель.
В Европу приходит много американской нефти, «нефть (из Норвегии) Johan Sverdrup c поставкой в июле полностью распродана, а она — хорошая замена» российскому сорту, говорит трейдер.
Как пишет Reuters, НПЗ в Европе уже замещают Urals другими сортами, увеличивая переработку более легкого сырья из Западной Африки и США. НПЗ в Греции и Испании меняют корзину сортов, переходя на более светлые, а французская Total, в прошлом крупный покупатель Urals, отказался от двух партий из программы июля на свои заводы и предлагает грузы на рынке, так как цена на сорт не обеспечивает приемлемую экономику.
Падение экспорта Urals стало настолько резким, что российские нефтяники уже нарушают условия долгосрочных контрактов с крупнейшими клиентами — нефтетрейдерами Glencore и Trafigura. Впрочем, до конфликта пока не дошло, говорят источники Reuters. «Никто не будет устраивать разборки из-за того, что недопоставили Urals — по такой (высокой) цене он особо не нужен», — поясняет один из них.
О последствиях обвала экспорта нефти для бюджета, курса отечественной валюты и кошельков россиян говорить излишне. Все и так понятно.