Ядерный договор межу Россией и США под угрозой
Глобальная система ограничения ядерных вооружений, созданная США и СССР на излете холодной войны, уверенно движется к развалу, пишет Финанс.ру.
Вслед за договором о ракетах средней и меньшей дальности на свалку истории может отправиться последнее соглашение, оставшееся от периода «разрядки» 1970-80 гг, — договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Впервые ограничить число ядерных боезарядов и их носителей в июне 1979 года договорились Джимми Картер и Леонид Брежнев, подписавшие договор ОСВ-2. За полгода до развала СССР — в июле 1991 года — на его основе было заключено соглашение СНВ-1, запустившее процесс ядерного разоружения: каждая из сторон обязалась сократить число боезарядов до 6 тысяч.
Затем последовали СНВ-2 1994 года и СНВ-3, действующий и поныне. Этот договор, подписанный в 2010 году Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, запрещает России и США иметь больше 1550 единиц ядерного оружия.
Срок действия договора истекает через 9 месяцев. И власти США в ходе последних телефонных контактов с российским руководством, в том числе на высшем уровне, не заявили о готовности продлить его, сообщил РИА Новости замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
6 мая судьбу договора обсуждали министр иностранных дел Сергей Лавров и госсекретарь Майк Помпео. На следующий день эта же тема поднималась в ходе телефонного разговора Владимира Путина и Дональда Трампа.
В договоре прописана возможность продления на 5 лет, до 2026 года, и Россия отправила в Вашингтон ноту о желании это сделать. Но ответной «готовности мы от них не услышали», сообщил Рябков.
«Разумеется, вопросы, связанные с продлением действующего договора по СНВ, ставятся с российской стороны вполне определенно, последовательно. Наша позиция известна, она предельно открытая: мы готовы продлить договор», — подчеркнул он.
США настаивают, чтобы в договор о контроле над ядерным оружием вступил Китай — именно эту позицию Трамп донес до Путина, рассказал после переговоров представитель Белого дома Джадд Дир.
«США привержены эффективному контролю над вооружениями, который должен включать не только Россию, но и КНР», — подчеркнул он, добавив, что только так можно избежать «дорогостоящей гонки вооружений».
Администрация Трампа обусловила продление договора ДСНВ присоединением к нему КНР, однако этого никогда не произойдет, уверен научный руководитель Института США и Канады РАН, академик Сергей Рогов. Китай и раньше не демонстрировал желания вступать в договор. Теперь же, когда звучат обвинения в сокрытии правды о коронавирусе, а конгресс грозит списать американский долг перед Пекином, шансов на его участие становится еще меньше.
У России и США накоплен груз взаимных претензий. В Москве считают, что Вашингтон выполнил условия СНВ 3 с помощью манипуляций. Речь идет примерно о 1200 боеголовках: США утверждают, что перевели их в безъядерное состояние, но Минобороны никак не может проверить эти данные.
США утверждают что новейшее российское вооружение, анонсированное Путиным в мультипликационных роликах в начале года, выходит за рамки СНВ-3. Россия должна была заявить о его разработке двусторонней комиссии, но не сделала этого, говорил в феврале прошлого года глава Стратегического командования Вооруженных сил США генерал Джон Хайтен.
Стал началом процесса, получившего название «разрядка международной напряженности». Впервые СССР и США декларировали намерение остановить гонку ядерных вооружений. Договор ограничил количество ядерных боеголовок, баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подлодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Договор предусматривал самое значительное в истории сокращение ядерных арсеналов крупнейших ядерных держав – почти в 2 раза. России и США обязались сократить количество своих боезарядов на стратегических носителях до 3000–3500. На баллистических ракетах морского базирования не могло быть размещено более 1750 боезарядов. Стороны обязались ликвидировать все баллистические ракеты наземного базирования, оснащенные более чем одним боевым блоком и всех тяжелых ракет. Пусковые установки ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения должны были быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет.