Кризис погрузил Россию в потребительскую депрессию
Более двух третей россиян прогнозируют наступление рецессии в стране и почти столько же считают, что «худшее еще впереди», свидетельствуют результаты исследования BCG и холдинга «Ромир», получившее название «Российские потребители — новая реальность».
В этом же исследовании зафиксирован обвал потребительного спроса на 90% категорий товаров и услуг , включая продукты питания.
И в Москве, и в регионах россияне чувствуют финансовую незащищенность. Среди столичных жителей на нее пожаловались 44% опрошенных, а в регионах этот показатель достиг 47%.
Россияне планируют тратить меньше денег и изменить предпочтительные места приобретения товаров:
- 47% опрошенных сократят расходы в торговых центрах,
- 40% откажутся от заведений уличной торговли,
- 34% не будут посещать кинотеатры и рестораны,
- 36% откажутся от услуг спа-салонов.
Пострадают и категории товаров, в последние годы отличавшиеся стабильным спросом:
- 38% респондентов заявили, что снизят расходы на алкоголь,
- 32% — на косметику, макияж и парфюмерию,
- 21% — на одежду,
- 31% — на стационарную электронику и бытовую технику,
- 29% — на мобильные устройства,
- 26% — на мебель и интерьер.
«Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг — естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис», — сказал Андрей Милёхин, президент «Ромира».
Приведенные цифры свидетельствуют о наступлении Великой потребительской депрессии в России. Фактически это возврат в девяностые, когда денег у большинства россиян хватало лишь на удовлетворение базовых потребностей.