Мир в маске: социальные и политические последствия пандемии

Экономический кризис как следствие пандемии коронавируса

Аналитический центр «Политген» подготовил доклад «Мир в маске. Социально-политические аспекты пандемии коронавируса» (.pdf).

iАвторами доклада выступили Ярослав Игнатовский, политконсультант, генеральный директор аналитического центра «Политген», и Владимир Иванов, д.полит.н., доцент каф. сравнительной политологии РУДН.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции по всему миру не сходит с первых полос и заголовков всех СМИ. Государства закрывают границы и просят граждан не выходить из дома без необходимости, чем усиливают панические настроения.

Современное «текучее общество» (определение польского ученого З. Баумана) дезориентированных индивидов, в отличие от обществ с твердым и устойчивым культурным ядром, порождает «текучий страх» («liquid fear»). Источник и направленность этого страха не вполне ясны для самого общества, что провоцирует поиск конкретного врага и резкий рост националистических и алармистских настроений по всему миру.

Социальные последствия затронут весь мир

Сроки карантина продлеваются, делая невозможным работы целых отраслей экономики, миллионы людей лишаются работы, а кто-то и средств к существованию.

Авторы доклада делают прогноз по развитию ситуации:

  • Неизбежен рост мировой безработицы ввиду массового банкротства предприятий, вынужденных закрыться на период карантина и невозможности платить зарплату, не говоря о кредитах. Максимальный перевод на удаленный режим работы и цифровизация процессов в бизнесе и даже в госструктурах – также отправят на рынок труда миллионы «оптимизированных» работников, как минимум на период пока компании не вернутся на прежние мощности и обороты.
  • Произойдет рост преступности и локальные военные конфликты в странах со слабой экономикой и существующими политико-экономическими противоречиями. Безработица и борьба за ресурсы спровоцируют силовые методы достижения результата в государствах, в которых есть тлеющие конфликты, латентное гражданское противостояние и высокий уровень бедности.
  • Диджитализация и развитие дистанционных сервисов выйдет на лидирующие позиции во всех сферах – от государственных услуг до ведения хозяйства и работы по дому.
  • Цифровизация запустит смену поколений в элитах, где преимущественно сохраняется гегемония представителей старого сырьевого капитала, которые с трудом вливаются в постиндустриальное информационное общество. Новые элиты будут продолжать экспансию в информационном пространстве, старые будут пытаться сохранить баланс, поскольку материальные активы сохраняют большую ценность в условиях остановки глобализации, а новые инструменты онлайн контроля способствуют сохранению и приумножению активов.
  • Пандемия бросает вызов глобализации, когда каждое государство фактически остается один на один с болезнью и тот, кто понесет меньше потерь выйдет в лидеры. Создаются условия для ускоренной разработки в каждом государстве собственных технологий и продуктов для снижения зависимости от импорта ввиду закрытых границ. Суверенизация государств будет превалировать в краткосрочной перспективе.
  • Увеличится роль государства в экономике в качестве основного регулятора и источника поддержки бизнес-активности. Прямо заинтересованное в наполнении бюджета правительство будет тщательнее просчитывать возможные инвестиции и изучать отрасли, способные принести дивиденды в краткосрочной перспективе. Отсюда вытекает и государственный протекционизм национальных производств, налаживание внутренних цепочек взаимодействия предприятий, опять же цифровой контроль над этой сферой. Вероятна национализация предприятий, входивших в транснациональные корпорации и которые избавляются от непрофильных активов, с целью сохранения рабочих мест.
  • Реформы здравоохранения, а также инвестиции в медицинские и биотехнологии станут одними из важнейших направлений политики государств и крупных компаний. Население должно быть уверено, что система будет готова к следующему удару инфекции, природной или техногенной катастрофы.
  • Текущие реалии будут способствовать масштабному формированию и распространение фейковой информации о ситуации с коронавирусной инфекцией в разных странах. Очевидно, что главной целью дезинформаторов станет критика политики отдельных государств по противодействию пандемии, а также нагнетание паники. Примечательно, что реальные успехи отдельных государств в борьбе с пандемией провоцируют волны фейков, направленных на то, чтобы исказить реальное положение дел. В этой ситуации правительствам, в частности в России, важно использовать свой ресурс доверия, наладить и поддерживать информационное взаимодействие с обществом, проявить жесткость для пресечения распространения недостоверной и опасной информации.

В России все хорошо

В условиях глобальной пандемии Российская Федерация остается одной из наиболее безопасных стран мира, отмечают авторы доклада. Государство сохранило рычаги влияния на общество и считается большинством россиян единственным институтом, способным эффективно бороться с данным вызовом. В свою очередь, население страны демонстрирует достаточно высокий уровень дисциплины и социальной ответственности, мешающий распространению вируса.

«Гибридные» методы борьбы с пандемией на данный момент помогли российским властям протестировать общественную лояльность к разным уровням государственного контроля. Не исключено, что в скором времени будут испытаны, к примеру, технические возможности всеобщей системы «умного» видеонаблюдения или оперативной готовности силовых структур.

Плавное прохождение пиковых показателей заболеваемости вместе со своевременной реакцией системы здравоохранения позволит избежать паники и большого количества жертв, а также подготовить медицину к вероятной второй волне эпидемии и будущим угрозам здоровью населения.

При этом, российским властям необходимо избежать возможных экономических потрясений и политического кризиса, который может быть вызван падением доходов населения, ростом безработицы и снижением доверия к политическим институтам. От российских властей ждут стабильности и определенности в отношении дальнейшей экономической политики.

Читайте также:

1 комментарий

  1. Владимир Б.к.т.н.:

    От властей все ждут одного — отобрать ворованное у народа богатство , национализировать промышленность и сельское хозяйство, устранить частников от владения и управления, отправить их в долгосрочные безвозвратные зарубежные командировки в страны по их выбору.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *