Малому бизнесу: налоговики и судебные приставы теперь работают в команде
Финансовый кризис вынудил налоговую службу вступить в тесное взаимодействие со службой судебных приставов. Цели ясны: налоги и штрафы мы платим плохо, а набивать бюджет чем-то нужно, тем более, что многие компании в условиях кризиса разоряются, соответственно, перестают делиться с государством своим доходом. Подробности — в присланной мне статье. Кому известен источник, не сочтите за труд, укажите в комментариях.
Кризис сплотил налоговиков и судебных приставов
В последнее время все больше компаний оказываются неплатежеспособными, в том числе и по части налогов. Инспекторы же действуют по принципу кризис кризисом, а бюджет надо пополнять. ФНС России вместе с Федеральной службой судебных приставов разработала ДСП-методичку — регламент взаимодействия двух служб. Цель — оперативно взыскать имущество должника в счет неуплаченных налогов.
Какие силовые методы борьбы с неплательщиком есть у инспекторов
Итак, налогоплательщик (возможно, по совершенно объективным причинам) вовремя не рассчитался с бюджетом. Требование об уплате налогов компания тоже проигнорировала. На этот случай у московских налоговиков есть установка — как можно быстрее принять ответные меры.
Взыскать задолженность за счет средств на счетах.
Сначала инспекторы принимают решение о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Механизм описан в статье 46 Налогового кодекса РФ. Принять такое решение налоговики должны не позднее чем через два месяца после того, как истекает срок, указанный в требовании. Впрочем, на практике сейчас никто не ждет целых два месяца. Инспекторы рассказали нам, что укладываются в 10-20 дней — в противном случае у них возникают проблемы с региональным налоговым управлением.
Затем налоговики направляют в банк поручение на перечисление денег в бюджет со счетов должника. Как требует пункт 4 статьи 46 Кодекса, банк должен в неукоснительном порядке списать необходимую сумму. А что происходит, если денег на счетах недостаточно? По закону в такой ситуации банк должен сообщить об этом в налоговый орган, а затем исполнять поручение по мере того, как будут поступать средства. Это называется «поставить в картотеку».
Впрочем, если деньги не удалось получить сразу, налоговики ничего не ждут, а сразу переходят к следующему действию — взысканию долга за счет имущества.
«Как только банк сообщает, что поставил наше поручение в картотеку, мы понимаем, что должник скорее всего не расплатится в ближайшее время. А поскольку в нынешней ситуации от нас требуют оперативных действий, переходим к следующему этапу — обращаемся к имуществу должника», — рассказал нам специалист отдела урегулирования задолженности одной из столичных инспекций.
Взыскать задолженность за счет имущества.
Вынести решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика нужно в течение одного года, после того как истек срок, указанный в требовании (ст. 47 Налогового кодекса). Но год — это роскошь, которую налоговики не позволят ни одной компании. В нестабильной экономической ситуации компании за год просто-напросто спрячут свое имущество, уверены чиновники.
«У нас есть внутренний регламент: решение о взыскании задолженности за счет имущества должно быть вынесено в течение месяца после того, как банк сообщил об отсутствии или недостаточности средств на счетах компании. А если должник относится к крупным налогоплательщикам, то есть на него приходится 70 и более процентов от общей суммы недоимки по субъекту, то срок сокращается до пяти дней», — рассказывают в одной из подмосковных инспекций.
Приняв решение о взыскании задолженности за счет имущества, инспекция выносит соответствующее постановление и в трехдневный срок направляет судебному приставу-исполнителю.
Какую информацию о налогоплательщике инспекция направляет приставам
Как следует из ДСП-методички, налоговики должны максимально помочь приставам разобраться с должником. А конкретно в довесок к постановлению передать такие сведения:
— информацию о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации;
— фактические адреса и телефоны головной организации и ее подразделений;
— сведения о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;
— расшифровку задолженности;
— перечень расчетных, текущих и иных счетов в банках;
— извещение банка об отсутствии или недостаточности средств для погашения задолженности;
— сведения об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности).
Как рассказывают инспекторы, иногда приставы запрашивают также учредительные документы, бухгалтерский баланс и прочее, в общем, любую информацию о налогоплательщике.
Авторы ДСП-методички ставят перед налоговиками еще и такую практически творческую задачу, как выделить имущество, реализация которого даст «наибольший эффект». Впрочем, что это означает, инспекторы, как показал наш опрос, сказать затрудняются. Видимо, предполагают они, требуется выбрать наиболее ликвидные активы.
Кроме того, как рассказали в одной из ИФНС, для того, чтобы оценить имущество на предмет эффективности, инспекторы лично наведываются в организацию и ее подразделения — осматривают производственные и другие помещения. А затем решают, что лучше продать, чтобы закрыть недоимку налогоплательщика.
Тут важно учесть такой момент. Формально проводить осмотр налоговики вправе только в рамках выездной проверки (ст. 92 Налогового кодекса). Но они нашли весьма «элегантный» выход. Дело в том, что инспекторы вправе еще и проверить, соответствует ли фактическое нахождение компании ее юридическому адресу. А сделать это можно только при личном визите.
В какой срок должны уложиться приставы
Приставы должны исполнить постановление о взыскании налогов (сборов, пеней, штрафов) за счет имущества в течение двух месяцев с того момента, как документ был получен (п. 4 ст. 47 Налогового кодекса РФ).
Алгоритм их действий таков. Сначала в адрес должника направляется постановление о возбуждении исполнительного производства. Там указывается срок для добровольного погашения задолженности. Затем, если срок истек, судебный пристав-исполнитель взыскивает недоимку в принудительном порядке.
Согласно подпункту 1 пункта 17 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пристав вправе совершать любые действия, которые необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, а проще говоря, для погашения задолженности налогоплательщика. Начиная с опроса должностных лиц компании и заканчивая арестом денежных средств и имущества, включая то, которое непосредственно используется в производстве.
Что же касается двухмесячного срока, то на практике он соблюдается очень редко. Это подтвердили и сами приставы. Как пояснили работники ФССП, сроки затягиваются по нескольким причинам. Главная — отыскать имущество и людей оказывается достаточно проблематично.
Для поиска имущества направляются запросы в разные инстанции, например в органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, БТИ, ГУЮ. Для розыска транспортных средств — в ГИБДД (также о том, какие бюрократические формальности съедают время, отведенное приставам, читайте в комментарии юриста на стр. 19). Если невозможно найти сотрудников компании, приставы вправе привлечь работников ОВД, то есть милицию.
Когда компания не находится по юридическому адресу и связаться с ней невозможно, судебный пристав выносит постановление о розыске должника. В этом случае приставы работают самостоятельно. А все расходы, которые возникнут в ходе поиска, будут взысканы с «пропавшей» компании, когда ее обнаружат (подп. 4 п. 2 ст. 116, п. 1 ст. 117 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В ДСП-методичке акцент сделан на то, что приставы должны сделать все возможное, чтобы уложиться в двухмесячный срок. Но едва ли это связано с тем, что руководство служб ориентирует подчиненных на то, чтобы неукоснительно соблюдать закон. Скорее авторы регламента делают логичный вывод: если приставы не найдут имущество в первые два месяца, то потом шансов будет еще меньше, ведь все ценные активы разорившиеся компании к тому времени уже распродадут. Можно также предположить, что чиновники, стремясь уложиться в короткие сроки, будут арестовывать любое имущество компании, которое попадет в их поле зрения.
Должник может погасить недоимку дебиторской задолженностью
В ДСП-соглашении указано, что задолженность по налогам может быть взыскана с компании за счет дебиторской задолженности. Причем в пользу такого подхода есть как письмо Минфина России от 19 января 2007 г. № 03-02-07/1-15, так и арбитражная практика (см. постановление ФАС Московского округа от 22 сентября 2006 г. № КА-А40/9048-06).
Обратим внимание, что такая позиция выгодна должнику. Фактически ему предоставлена возможность расплатиться с бюджетом дебиторской задолженностью. А это хорошее использование актива в ситуации, когда инспекция не может списать средства с расчетного счета.
Должник может погасить недоимку после вступления в силу исполнительного документа
У организации есть возможность расплатиться с бюджетом и в ходе исполнительного производства. «Если компания захочет рассчитаться с бюджетом, ей всегда пойдут навстречу», — в один голос уверяют как налоговики, так и приставы. Правда, есть одно «но»: должнику придется заплатить еще и исполнительский сбор в размере 7 процентов от суммы, подлежащей взысканию, а также возместить другие расходы по исполнительным действиям (п. 11 ст. 30, п. 3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В частности, к таким расходам относятся затраты на перевозку, хранение и реализацию имущества должника, вознаграждение за работу переводчиков и других специалистов (ст. 116 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Если же погасить недоимку в срок, установленный для добровольного погашения задолженности, то сверх ничего платить не придется.
Какова судьба арестованного имущества
Если расплатиться частично или полностью у компании не получилось, а какое-то имущество нашлось, то судебные приставы его арестовывают. Делают это в присутствии понятых и оформляют актом о наложении ареста и описи имущества. Иногда арестованное имущество оставляют на хранение владельцу с правом пользования. Но чаще всего сразу изымают.
На следующем этапе приставы оценивают имущество. В некоторых случаях сделать это они могут самостоятельно, однако в основном требуется привлечение специалистов. После того как имущество будет оценено (по рыночной стоимости), его передадут в специализированные организации, которые в свою очередь выставят его на торгах. Полученные от реализации деньги будут направлены в счет погашения задолженности.
Если же компания расплачивается по долгам в момент, когда арестованное имущество уже передано на реализацию, ей нужно обратиться в Российский фонд федерального имущества. Деньги от проданного имущества будут возвращены.
На что тратится время судебных приставов
Комментирует Павел Ламбров, адвокат московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры»:
— На практике судебные приставы практически никогда не укладываются в двухмесячный срок, отведенный законом. Исполнительное производство тянется от 6 месяцев до года. Ведь нет ответственности за то, что пристав обнаружил какое-либо имущество, например автомобиль, не через полтора месяца после начала производства, а через четыре. В любом случае этот автомобиль будет оценен и выставлен на торги. Впрочем, реально у приставов нет никакой возможности соблюдать срок. Их работа связана с многочисленными бюрократическими процедурами. Рассмотрим подробнее. Вот постановление о взыскании налога за счет имущества поступило в органы ФССП. В течение трех дней оно попадает к конкретному приставу-исполнителю. Далее тот в течение пяти-семи дней принимает постановление о возбуждении исполнительного производства. И направляет его в адрес должника, как правило, отводя тому порядка месяца на то, чтобы рассчитаться добровольно.
Если этого не происходит, начинается поиск имущества — запросы в различные инстанции вроде ГИБДД, регистрационной палаты, БТИ, тех же налоговых органов. С учетом того, как «быстро» у нас работают госструктуры, ответов приходится дожидаться не меньше месяца. Таким образом, проходит более двух месяцев, прежде чем пристав-исполнитель непосредственно приступает к работе — осмотру, аресту и оценке имущества.