Кризис в регионах РФ: доля дефицитных регионов удвоилась, но приходится занимать все больше
Запуск провозглашенных Путиным нацпроектов грозит заметным увеличением долговой нагрузки на бюджеты российских регионов. В ближайшие 3 года придется им придется потратить «лишние 2 триллиона рублей, и сборы налогов их не обеспечат.
Сколько налогов собирают регионы РФ
В 2019 году субъекты РФ собрали 10,974 трлн рублей налоговых поступлений. Бюджеты пополнялись в основном за счет НДФЛ.
Суммарный профицит по итогам 2019 года составил 97,8 млрд рублей.
Региональным властям поручено нарастить сборы:
- в 2020 году на 594 млрд рублей — до 11,569 трлн,
- в 2021 на 700 млрд рублей — до 12,269 трлн,
- в 2022 еще на 864 млрд рублей — до 13,133 трлн.
2019 год 53 из 85 регионов завершили с профицитом бюджета. Однако доля дефицитных субъектов выросла более чем в два раза — с 18% до 38%. При этом размеры профицита у стабильных областей снизились, пишут аналитики Газпромбанка.
Как отмечает Газпромбанк, в 2020-м из-за необходимости увеличить расходы под национальные проекты финансовое положение регионов продолжит ухудшаться.
Привлечение новых долгов
О дефолте российских регионов речи пока не идет, но для покрытия дефицита придется на 30% нарастить объем займов, прогнозируют в банке.
По данным Счетной палаты, на региональные бюджеты ляжет только 24% от общего объема затрат на нацпроекты:
- 591 млрд рублей в 2020 году,
- 637 млрд — в 2021 году,
- 869 млрд — в 2022 году.
Около 80% этих денег регионы должны направить на проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который, по плану Москвы, будет практически полностью профинансирован за счет собственных средств субъектов.
В 2020-м году регионы должны выделить на него 474 млрд рублей, в 2021-м — 520 млрд, в 2022-м — 721,9 млрд.
Тем временем уже в прошлом году снижение цен на сырьевые товары оказало давление на доходы регионов, где зависящих от соответствующих отраслей: снизились поступления в бюджеты Липецкой области, Ханты-Мансийского и Ненецкого АО, Башкортостана, Кемеровской области, Липецкой, Свердловской и Челябинской областей, Республик Хакасия и Саха, перечисляет ГПБ.
«Политика по сдерживанию расходов в 2019 года также ослабла, так как по итогам 2018 года большинство регионов нормализовали долговую нагрузку и смогли нарастить расходы», — добавляют в банке.
Единственный вариант выжить регионам -заставить Путина отказаться от плоской шкалы налогов.