Минэк выработал план «критически необходимых» структурных реформ в России
Министерство экономического развития подготовило план структурных реформ, критически необходимых для ускорения роста российской экономики с 2021 г. до 3% и выше. Предложения содержатся в письме министра экономического развития Максима Орешкина вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову, пишет РБК.
Орешкин предлагает сосредоточиться на шести направлениях:
- улучшение инвестиционного климата и стимулирование инвестиционного спроса
- повышение эффективности рынка труда
- развитие конкуренции
- технологическое и инновационное развитие
- развитие финансового рынка
- увеличение сбыта российский товаров и услуг.
Принимать решение о реализации мер, необходимых для ускорения роста экономики, должна, по замыслу Орешкина, правительственная комиссия по экономическую развитию и интеграции, возглавляемая Силуановым. Эта комиссия должна будет собираться ежемесячно и на первом заседании утвердить главные направления структурных реформ.
Одновременно Орешкин предлагает создать подкомиссию по обеспечению экономического роста и содействию реализации структурных реформ. Она будет рассматривать доклады ведомств о реализации структурных реформ (в том числе разногласий по ним), формировать предложения по дальнейшим необходимым мерам, готовить заключения о ситуации в экономике. Федеральный чиновник сказал РБК, что руководителем подкомиссии будет сам Орешкин.
Немного о планах правительства рассказал и Антон Силуанов — в эксклюзивном интервью телеканалу РБК:
Комментарий Евгения Когана к плану реформ Минэка
Минэкономразвития РФ предложило целый спектр структурных реформ, призванных ускорить рост российской экономики до 3% и выше.
Все серьезно: написано письмо главе Минфина Силуанову, а сам министр экономического развития Орешкин предложил создать комиссию, которая будет заниматься реформами. Неужели мы дождались конкретных шагов государства по улучшению ситуации?
Первое, что хочу отметить, это состав комиссии.
Если в нее войдут лишь чиновники без представления о том, что такое бизнес, есть высокая вероятность остановки идеи на этапе разговоров. Опыт показывает: чиновник вполне может собрать команду. Более того, если это умный человек – он может собрать ХОРОШУЮ команду. Но далее ему, родимому, лучше бы более в процесс активно не вмешиваться. В таком случае, эффект наилучший. Учитывая обычный чиновничий подход (да, бывают исключения, лишь подтверждающие правило), все эти вмешательства в работу, назначения плановых показателей, расчет KPI, требования ежеминутной отчётности и бесполезные многочасовые совещания, приводят к нулевому результату.
На мой взгляд, состав такой комиссии должен быть смешанный. С одной стороны, чиновники-реформаторы с прогрессивным и незамутненным взглядом на экономику (пусть маловато таких, но есть). С другой – представители реального бизнеса, причем, как крупного, так и среднего, из разных секторов и регионов. Люди из реальной жизни, ежедневно надбивающие шишки, не понаслышке знакомы со всеми отечественными реалиями. И этот важнейший опыт нельзя недооценивать. Потому как те, кто ежедневно испытывают на себе все «прелести» ведения бизнеса в России, лучше других представляют и необходимость первостатейных изменений, и фронт работ.
Возможно, в комиссию нужно включить и представителей науки; не теоретиков, а практиков. Также критически необходимо присутствие в комиссии инвестбанкиров. Эти люди отлично представляют себе, что является триггером для прихода денег в экономику и как изменить деловой климат в лучшую сторону (и что такое этот самый инвестиционный климат).
Что нужно изменить в первую очередь?
На мой взгляд, поднятие уровня доходов населения и улучшение инвестиционного климата – основные задачи. Про доходы я много говорил: снижение налоговой нагрузки на наиболее уязвимые слои может дать необходимый толчок к росту доходов и, соответственно, увеличению розничного спроса.
Касательно инвестклимата, не уверен, что ведомство Орешкина способно в одиночку изменить ситуацию.
Проблема гораздо глубже. По моему мнению, что бы ни делал министр, это будет больше напоминать косметический ремонт, нежели глобальную перестройку. Необходимо решать проблему комплексно, с подключением других структур и ведомств. Это вопрос на самый верх «кремлевских башен».
Несомненно, позитивные подвижки есть. Снижаете ставку? Отлично. Делаете более доступным кредитование? Супер. Улучшаете ситуацию с ипотекой? Просто замечательно. Но этого, увы, недостаточно. Инвестиционный климат определяется не только этим.
Как отучить чиновников мешать бизнесу? Как избавиться от бюрократии, коррупции и прочих давнишних проблем, которые напрямую влияют на инвестиционный климат?
Дайте бизнесу (не только крупному) дышать свободнее, и вы будете удивлены, какой эффект это может произвести. Возьмите в комиссию господина Калви, который, несомненно, сможет внести ряд конструктивных предложений.
Реформы необходимы. И тот факт, что об этом вспоминают все чаще, а теперь, хочется верить, и до дела дошло, не может не радовать. Что мы увидим? Очередные отчеты чиновников о проделанной работе и поставленные галочки? Или реальные сдвиги?
Показателем позитивных изменений для меня будет начало крупных инвестиций в развитие со стороны бизнеса. Если те, кто уехали, начнут возвращаться, ибо вновь увидят для себя перспективу на Родине.
То, что о проблемах задумались на уровне первых лиц государства, отлично. Посмотрим на реальные шаги. Не на слова.