Канун второй Великой депрессии
Мировые финансовые рынки ждет повторение Великой депрессии, предупредил в пятницу известный американский финансист Джордж Сорос. Он предложил радикальный план реформирования европейских финансовых институтов, даже более жесткий и решительный, чем одобренные Европарламентом «шесть законодательных инициатив» спасения Европы.
Планируя строительство, сразу подумайте и о кровельных материалах. Так, сейчас купить металлочерепицу можно практически по прошлогодним ценам. Кризис повышает цены на строительные материалы, не стоит откладывать покупку металлочерепицы до весны.
Еврокомиссия говорит о введении налога на финансовые операции и о введении штрафов за искажение статистики. Сорос же прямо требует создать единое для еврозоны экономическое правительство. Отечественные эксперты, однако, уверены: эти меры лишь отложат, а не отменят шок в еврозоне. И России в связи с еврокризисом предстоят новые потрясения.
Мировым финансовым рынкам грозит вторая Великая депрессия, ведь власти – в частности, европейские – потеряли контроль над ситуацией в экономике. Об этом предупредил в своей пятничной колонке в британской газете Financial Times американский финансист Джордж Сорос. «Корень кризиса евро», по словам миллиардера, кроется в том, что каждая страна в единой, казалось бы, зоне вынуждена самостоятельно решать свои финансовые проблемы. Опора на идею самоконтроля объединенных стран не оправдалась. Итогом интеграции неожиданно стала дезинтеграция. Европа распалась на два слоя – стран-должников, которые идут ко дну, и стран-кредиторов, которые поднимаются вверх и могут диктовать свои условия слабым. Но на практике эти условия для менее развитых стран сродни карательным мерам, ускоряющим их падение на дно.
В сложившейся ситуации Европе срочно необходимо принять три ключевые меры, которые помогут ей выиграть время для создания новой стратегии роста, без которой не преодолеть долговой кризис.
Первая мера, по Соросу, состоит в создании единого для еврозоны министерства финансов. Второй мерой должно стать предоставление Европейскому центробанку (ЕЦБ) надзорных функций над национальными банковскими секторами – в обмен на временные гарантии и постоянную докапитализацию со стороны регулятора. Третья мера состоит в том, что ЕЦБ должен позволить странам с невысокими темпами роста – таким как Италия, Испания и т.п. – проводить рефинансирование по заниженным ставкам.
Сорос обратил внимание, что предложенные им меры не идут вразрез с Лиссабонским договором и другими основополагающими европейскими документами. Хотя он не отрицает, что эти меры радикальны.
Действительно, предложения Сороса выглядят как более жесткий вариант, чем так называемые шесть законодательных инициатив, которые в середине минувшей недели одобрил Европарламент. В рамках этих инициатив предполагается повысить авторитет тех предупреждений, которые делает Еврокомиссия относительно бюджетной политики стран еврозоны, увеличить прозрачность и улучшить качество европейской статистики.
В частности, на законодательном уровне вводятся штрафы: в размере 0,2% ВВП – за предоставление сфальсифицированной статистики по дефициту бюджета и государственному долгу; в размере 0,1% ВВП – за неисполнение рекомендаций по исправлению макроэкономических дисбалансов. Еврокомиссия получает больше полномочий для того, чтобы запросить у стран еврозоны дополнительную необходимую информацию об их положении. Создается также законодательная база для надзора за национальными программами реформ. Кроме того, как сообщил в среду председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, ведомство «одобрило предложение о введении налога на финансовые операции в ЕС». Налог будет взиматься при покупке акций, облигаций, производных финансовых инструментов. Он ограничит спекулятивные операции и пополнит европейский бюджет на 55 млрд. евро в год, считает Баррозу. Также в планы Брюсселя входит «выпуск общеевропейских стабилизационных облигаций». «Еврооблигации будут стабилизационными бондами, то есть теми ценными бумагами, которые предусматривают выгоду для тех, кто играет по правилам и наносит ущерб тем, кто не играет по правилам», – поясняет Баррозу.
Опрошенные «НГ» эксперты согласились, что предложенные Соросом меры логичны. «Единое экономическое правительство – это правильно. Сейчас ситуация очень странная: валюта одна, а страны разные, и они суверенные. В итоге, чтобы принять решение, надо всем договариваться», – поясняет независимый аналитик фондового рынка Александр Разуваев. Однако он тут же добавляет, что, даже если эти меры будут реализованы, все равно еврозона в своем нынешнем виде уже не сохранится: «Скорее всего проблемные страны из нее выпадут. Или, может быть, все вернется к тому, что было раньше, – к немецкой марке, французскому франку». Советник председателя правления Национального республиканского банка Роман Брезицкий, в свою очередь, замечает, что если предложения Сороса будут реализованы, то положительно на экономике развитых стран они скажутся лишь на первоначальном этапе. «В долгосрочной же перспективе могут начаться проблемы. Пойдут большие расходы, в том числе на поддержку менее развитых государств», – говорит Брезицкий.
Для России сейчас реализуется самый плохой сценарий из всех возможных, считает Разуваев, «потому что кошке отрубают хвост по частям». Болезненные изменения еврозоны растягиваются во времени, кризис не преодолевается, а усугубляется, и европейский крах просто откладывается на потом. Россию в такой ситуации ждут новые потрясения, ведь Европа для нее – основной внешнеторговый партнер по экспорту и импорту. Если в Европе упадет спрос и ЕС, стремясь сократить свои риски, начнет распродавать активы, то это тут же ударит по российскому экспорту и приведет к падению нефтяных цен. Как итог – дефицитный бюджет РФ и слабый рубль.
Брезицкий добавляет, что Россия не просто является одним из крупнейших держателей европейских ценных бумаг, но и наращивает их покупку. «И если в долгосрочной перспективе проблемы еврозоны опять обострятся, то это тут же скажется на России. Страна как минимум начнет меньше зарабатывать», – говорит эксперт.
Вряд ли принесет что-то хорошее России и налог на финансовые операции в ЕС, считают аналитики. «Из-за этого налога часть клиентуры уйдет с европейских площадок – из Лондона, Франкфурта. Однако это вовсе не значит, что финансовые потоки тут же потекут на российские площадки. Несмотря даже на нашу идею создать международный финансовый центр, в Россию переместится минимальное количество операторов. Сейчас огромный финансовый поток направлен в Азию. И в этом потоке находятся в том числе и российские инвесторы, которые тоже переориентируются с Лондона на Шанхай, Сингапур, Гонконг», – говорит Брезицкий.
Анастасия Башкатова, «Независимая газета»