Что показали Путину форуме ОНФ
Медиафорум ОНФ, который традиционно проводился в Санкт-Петербурге, второй год подряд меняет место дислокации, подстраиваясь под график президента. Прошлой весной региональных журналистов и экспертов-«фронтовиков» собирали в Калиниграде аккурат перед выборами главы государства. В этот раз выбор пал на Сочи, где после майских праздников работает ВВП.
Как и все последние мероприятия с участием общественности и Путина, форум оказался посвящен реализации национальных проектов, которые к 2024 году должны сделать страну сильнее (одна из главных задач — вхождение в пятерку крупнейших экономик мира), а самих россиян счастливее. Открывая пленарное заседание, президент подчеркнул: власти ждут от членов ОНФ и журналистов правдивых сведений о том, что происходит на местах. «Нам нужно не просто освоение денег, а результаты вложений!» — напомнил он.
Чтобы разнообразить формат форума, организаторы решили показать Путину сюжеты, снятые региональными СМИ по проблемам, которые мешают успешной реализации нацпроектов в наиболее важных для граждан сферах. Из этих роликов президент узнал, что детей в школах кормят ужасной гадостью, да еще за большие деньги, рабочие тетради для учащихся не всем по карману, а на селе невозможно вызвать скорую даже к грудному младенцу. «Я сам живу в деревне, и если вдруг заболею, придется шишками лечиться!» — признался один из модераторов форума писатель Захар Прилепин. Владимиру Путину, по всей видимости, было непросто разобраться в такой «бытовухе». «Я не понял про бесплатные завтраки в школах: у многодетных в Адыгее сначала было такое право, а потом его забрали?» — переспросил он.
В качестве экспертов на форум пригласили разных известных, в том числе медийных персонажей, включая Елену Малышеву, которая сочла критику со стороны «фронтовиков» чрезмерной. По мнению телеведущей, в целом в России проводится прекрасная социальная политика — гораздо лучше, чем в США и в Израиле. «Бесплатных садов в этих странах нет, поэтому там столько работающих женщин. А если говорить о материнском капитале — если бы в Америке женщинам за второго ребенка дали по 7,5 тыс долларов, они бы землю до Белого дома целовали. А мы считаем, что это норма!» — раскритиковала неблагодарных россиян Малышева.
Однако «фронтовики» продолжили пичкать президента «чернухой». В следующих сюжетах ВВП увидел разваливающиеся памятники архитектуры, заброшенные стройплощадки, на которых чиновники наварили миллионы рублей, и даже фекальные озера и клопов в домах, построенных для детей-сирот. Оказалось, что президент помнит такую жизнь. «Я сам жил в доме без лифта 35 лет и носил свою соседку на руках на пятых этаж, когда она не могла сама подняться», — рассказал Путин в ответ на одну из жалоб.
Когда дело дошло до социальных проблем Крыма и Севастополя, одними роликами дело не ограничилось — присутствовавшие на форуме журналисты добились, чтобы им дали микрофон для комментариев. По их словам, на полуострове невозможно получить не только паллиативную помощь, о чем рассказывалось в материале, но и другие медицинские услуги. Ни один из обещанных крымчанам объектов здравоохранения до сих пор не построен. (В частности, начало строительства инфекционной больницы откладывалось аж 8 раз) А ФЦП развития Крыма в этой части реализована только на 1%. Не стал панацеей и открытый в прошлом году крымский мост. «Торговые сети к нам так и не пришли, поэтому продукты стоят очень дорого. В Санкт-Петербурге клубнику в марте можно купить за 200 руб, а в Крыму за 600 руб», — посетовали журналистки.
Владимир Путин явно не ожидал, что критика будет настолько чувствительной. Ответить крымчанкам по существу ему было практически нечего, ну разве что мост пока готов не полностью, и с открытием железнодорожной части ситуация, как надеются власти, наконец-то улучшится. «Торговые сети надо заводить. Мы знаем эту проблему и над ней работаем», — сказал ВВП.
Журналист из Екатеринбурга попросил президента прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг строительства храма в городском сквере: «Люди уже три дня протестуют, история совершенно дикая». «Они что, безбожники?» — переспросил Путин. По его словам, он только мельком слышал о противостоянии в Екатеринбурге и даже немного удивился, не понял, что там происходит: обычно люди просят, чтобы храм построили, а здесь кто-то возражает. «Если речь идет о местных жителях, а не о записных активистах из Москвы, то их мнение, безусловно, нужно учитывать», — сказал ВВП, посоветовав местным властям провести опрос. По его итогам меньшинство должно подчиниться большинству, в этом и состоит принцип демократии. «Храм должен объединять людей, а не разъединять», — подчеркнул президент.
Здесь же на форуме Владимир Путин узнал и о пожарах в Иркутской области, о чем федеральные телеканалы до сих пор не показали ни одного сюжета. По словам местной журналистки, люди ложатся спать с мокрой марлей на лице и боятся, что огонь вот-вот перекинется на жилые дома. «Бытует мнение, что пожарами хотят скрыть незаконную валку леса», — рассказала девушка. Президент был вынужден признать, что такая постановка вопроса имеет право на существование. В Иркутской области проблема криминального лесопользования, по его словам, действительно, стоит острее, чем в других субъектах Федерации и с этим надо разбираться. Однако готового рецепта, как раз и навсегда победить сибирские пожары, которые стали настоящим бедствием для природы и людей, у Владимира Путина, увы, не нашлось.
Елена Егорова, МК