А.Несмиян. Газовые дискуссии
Вашингтонский стратегический центр международных исследований «выстрелил» в начале мая двумя статьями о перспективах развития рынка СПГ и участия в нём США. В статье от 2 мая весьма оптимистически резюмируется, что инвестиционный интерес к американской индустрии СПГ не только не пропал за последние 8 непростых лет, а даже усилился, в 20 году будут введены в строй новые мощности по сжижению, заключаются контракты с иностранными потребителями. При этом отмечается, что сотрудничество с китайскими компаниями пока стагнирует и зависит от перспектив заключения американо-китайского договора о взаимной торговле (с которым далеко не все однозначно), но всё это компенсируется масштабными контрактами и договоренностями с европейскими потребителями.
Вторая статья от 9 мая более сдержана и касается проблем — в первую очередь неструктурированной до сих пор сфере управления СПГ-рынком. Однако и здесь преобладает сдержанный оптимизм, связанный с оценкой развития индикаторов рынка, которые позволят улучшить управление и создать полноценную конкурентную среду.
В американских традициях публичное изложение и дискуссии в отраслевых и специализированных СМИ, а также в открытых исследовательских работах. Именно в ходе подобных дискуссий формируется стратегия США по разным направлениям. Что, конечно, существенно отличается от закрытых и непрозрачных аппаратных документов, принимаемых в диктаторских и автократических режимах вроде России, когда оценить стратегию (или наоборот, полное ее отсутствие) можно либо по косвенным признакам, либо по последствиям — зачастую тогда, когда речь может идти лишь о купировании катастрофических провалов и просчетов.
Борьба за европейский рынок газа — лишнее тому подтверждение. Закрытость и непрозрачность российских решений крайне невыгодно отличается от публичных оценок, шагов и исследований, которые являются нормой на Западе. В России буквально несколько структур способны на таком высоком профессиональном уровне запускать дискуссии — и к ним, без сомнния, можно отнести известный исследовательский центр Сбербанк CIB, однако последний скандал, связанный с исследованием известного аналитика Александра Фэка, касающийся оценки перспектив новых инфраструктурных газовых проектов «Газпрома» показал, что в России независимые исследования такого уровня не нужны никому. Кстати, именно Сбербанк CIB еще в 2012 году опубликовал исследование, касающееся оценки сланцевой революции в США, которое кардинально отличалось в своих выводах от презрительной оценки высших российских газовых топ-менеджеров. В итоге топы провалились полностью, а их стратегический просчет привел к катастрофическим последствиям и двум войнам, которые Россия практически безнадежно ведет сегодня на Украине и в Сирии. Такова цена, которую приходится платить за волюнтаризм, невежество и отсутствие нормальной методики выработки решений.
Америка, совершенно не скрываясь, готовит стратегию выхода на основные рынки сбыта, ставя перед собой цель в ближайшие годы стать минимум третьим мировым производителем СПГ после Катара и Австралии, а в перспективе — потеснить и их. Собственно, сама цель уже давно не обсуждается, речь идет о том, как наиболе эффективно достичь её.
Американские политики, вооруженные стратегией своего бизнеса, точно понимают, в каком направлении им нужно прилагать усилия и в какой очередности. Прямо сйчас китайское направление развития американских поставок СПГ оценивается весьма сдержанно, а вот европейское — крайне оптимистично. И мы видим, что американские высшие чиновники усиливают давление именно на европейцев, создают кризисы на традиционных для Европы транзитных торговых путях поставки газа, пробивая дорогу своему собственному газу. Такой тандем работает весьма успешно, и противостоять ему невероятно сложно. Россия пока пытается идти по максимально затратному и экстенсивному пути, вкладывая чудовищные деньги в новые трубопроводы, создавая фактически бесплатную для европейцев инфраструктуру, но при этом не имея ни малейших гарантий со стороны Европы относительно будущего этих проектов. Политическая поддержка российских газовых интересов близка к нулю: путинский режим — изгой и фактически имеет репутацию международного мафиозного образования, агрессора и в целом крайне токсичного партнера по любому вопросу.
Стоит отметить, что частично этот имидж создан усилиями противников России, но большую часть работы по самоизоляции провел сам режима в Кремле. И такое положение крайне невыгодно отличает его от американцев, которые имеют возможность применять как экономические, так и политические аргументы и рычаги. У Кремля есть только возможность покупать лояльность к себе — политика невероятно затратная. Даже не миллиарды, а десятки и сотни миллиардов долларов вбрасываются в Европу лишь для того, чтобы удержать то, что имеется. На фоне внутрироссийского кризиса такое безумное спонсирование европейской экономики выглядит самоубийственно, если не считать того, что для кремлевского режима понятие «национальные интересы» выглядит предельно абстрактным, он защищает лишь корпоративные и клановые интересы причастных к разворовыванию и распродаже национальных богатств страны. В рамках такой логики всё вполне разумно: вкладывать ресурсы в свою экономику не имеет ни малейшего смысла, защите подлежит лишь инфраструктура распродажи национального богатства. Её и защищают. Плохо, конечно, защищают, но уж как получается.
Анатолий Несмиян (Эль Мюрид), ЖЖ