Китай сделал свой выбор между Россией и США. Рациональный взгляд на изменения в объемах китайских инвестиций
В декабре 2018 года Центробанк России опубликовал отчет о прямых иностранных инвестициях. За период с 1 января по 1 июля 2018 года объем прямых инвестиций из Китая уменьшился с 4,198 до 3,184 миллиарда долларов. Статистика за прошлый год еще не была опубликована целиком, но исходя из того, что за первое полугодие инвестиционный фонд уменьшился на 24%, предполагается, что общий объем за весь 2018 год будет меньше, чем за 2017. На фоне ужесточения США экономических санкций, направленных против России, подобная статистика привлекла внимание российских СМИ.
На многих российских сайтах появились статьи с заголовками вроде: «Китай прекращает инвестировать в Россию», что лишний раз доказывает интерес россиян к этому вопросу. Стратегические договоренность, лежащие в основе отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем не так просто пошатнуть. Исходя из этих договоренностей, нужно понимать, что «изменения» в объемах китайских инвестиций носят краткосрочный характер. Движение капитала определяется его характером, а изменения в размере трансграничных инвестиций — обычное явление в рамках международного движения капитала. Не стоит чрезмерно удивляться сокращению инвестиций, и приплетать сюда дипломатию.
Одна из причин изменения объемов китайских инвестиций в условиях ужесточения антироссийских санкций — структурные изменения в распределении инвестиций Китаем. Для сравнения, размеры прямых вложений Германии, Сингапура, Польши и Японии в российскую экономику остались неизменными, а в некоторых случаях даже немного выросли. Это означает, что безопасность инвестиций, поступающих из этих стран, надежно обеспечена. Китайские же инвесторы имели все основания, и условия для перераспределения средств внутри структуры капиталовложения в российскую экономику. Все «изменения», о которых так много говорят — это всего лишь часть процесса структурных преобразований.
Под изменением в системе распределения инвестиций можно понимать изменение субъекта инвестирования с китайской стороны, или объекта с русской, или изменение обоих сразу. Органы управления инвестициями Китая и России всячески способствуют проведению такого перераспределения. Санкции США направлены как на российскую экономику в целом, так и на отдельные ее элементы. Китай меняет объекты своих инвестиций таким образом, чтобы они совпадали с объектами инвестиций вышеперечисленных стран, включающих Германию. Делается это с целью обеспечения безопасности и прибыльности китайских капиталовложений. Нужно понимать, что на изменения такого рода понадобится немало времени.
У Китая нет оснований бояться американских санкций, направленных против России. А российским СМИ не стоит игнорировать другие отчеты Центробанка, в которых отражены следующие данные: с января 2015 года по январь 2018 года объем китайских инвестиций в Россию увеличился на 52% с 2,769 до 4,198 миллиарда долларов. И все это на фоне западных санкций, введенных после Крымского кризиса. Приведенные данные лишний раз доказывают, что инвестиционная политика, которой придерживается китайское правительство в отношении России всегда была недвусмысленной и непоколебимой. Китай будет и дальше увеличивать свои инвестиции, пока это будет эффективно и выгодно для обеих сторон.
Отношения между Россией и Китаем имеют прочную политическую основу. Отношения стратегического партнерства уже прошли немало проверок в прошлом и справятся с теми, что готовит для них будущее. Чтобы противостоять международным вызовам и угрозам, Россия и Китай должны проявить всю свою решительность, терпение и мудрость. Того же следует ждать и от российских СМИ.
Хуаньцю шибао, Китай, перевод ИноСМИ