Инфраструктурный кризис: госинвестиции упали до минимума за 6 лет
Государственные инвестиции в инфраструктуру в России поступательно сокращаются, а их текущий уровень в реальном выражении — самый низкий как минимум за 6 лет и не покрывает даже минимальных потребностей, которые позволяли бы остановить процесс стремительного ветшания основных фондов и материально-технической базы.
По итогам 2018 года инфраструктурные расходы федерального бюджета сократились с 660 до 640 млрд рублей, отмечают аналитики InfraOne в докладе, подготовленном для инвестфорума в Сочи. С учетом региональных бюджетов государство выделило на инфраструктуру — дороги, мосты, здания, и сооружения — около 2 триллионов рублей. Номинальный объем расходов не изменился по сравнению с 2017 годом, а в реальном выражении — если учесть рост цен — сократился.
С учетом накопленной инфляции бюджетные ассигнования на инфраструктурное развитие сжались на треть по сравнению с 2014 годом и на 41%, если сравнивать с уровнем 2012-го.
Если 6 лет назад на эти цели выделялась сумма, равная 3,4% ВВП, то после кризиса в 2015 году она уменьшилась до 2,6% ВВП, в 2016-17 гг — до 2,2% ВВП, а в прошлом году пробила и это «дно», составив 2,1% ВВП.
По уровню инфраструктурных госрасходов Россия в 1,5 раза отстает от Бразилии (3% ВВП), в 2,2 раза — от Индии (4,7% ВВП) и почти втрое — от Китая, где тратится более 6% ВВП.
Критическое недофинансирование составляет около 2,6 триллиона рублей на 2019 год. Таковы минимальные потребности инфраструктуры, тогда как для роста экономики необходимо куда больше — еще 3,4 триллиона рублей, оценивают в InfraOne.
Причем по мере того, как материально-техническая база деградирует, суммы растут: в 2020-м году это уже 6,5 триллиона рублей, а в 2021-м — 7 триллионов.
Несмотря на грандиозные планы, озвученные властями, ничего подобного в бюджете на ближайшие на три года нет: за весь период инфраструктурные расходы увеличатся лишь 470 млрд рублей, что не покрывает и пятую части потребностей.
Часть статей, которые условно считаются инфраструктурными, на деле таковыми не являются: так, например, план развития магистральной инфраструктуры на 1 триллион рублей почти на треть представляет из себя субсидирование авиаперевозчиков, бюджетных предприятий и Росавтодора. А реальных инвестиций содержит лишь на 670-705 млрд рублей.
Кроме того, объем трат на госпрограммы за рамками майского указа, который ранее составлял в среднем 650 млрд рублей ежегодно, сократился на 30-40% в год. «То есть инвестиций из федерального бюджета не станет намного больше — статьи расходов просто назвали по-новому либо заменили», — констатирует авторы исследования.
Проблема — не в отсутствии денег. По итогам прошлого года профицит федерального бюджета составил 2,78 триллиона рублей. По данным Счетной палаты, у Минфина накоплено 10,188 триллиона рублей свободных остатков — это средства, размещенные на банковских депозитах, деньги ФНБ и валюта, купленная для его дальнейшего наполнения.
К концу года размер фонда может достичь 6,6 трлн рублей, к 2021-му — превысить 11 трлн рублей, а к 2024-му — 17,8 трлн.
Впрочем, инвестировать ФНБ внутри российской экономики власти не планируют: деньги должны уходить в зарубежные проекты, чтобы «не разрушать сформированную макроэкономическую конструкцию», объяснял в сентябре глава МЭР Максим Орешкин.