Кто такой продакт-менеджер и как им стать
Глядя на списки вакансий, удивляюсь количеству менеджеров. Они требуются постоянно и везде, а зарплаты – вполне приличные даже в провинции. В 90-х и нулевых годах было модно учиться на экономиста, неужели некому закрыть эти вакансии? При прозвоне работодателям начинаются детали: оказывается, нужен не просто менеджер, а продакт-менеджер, проджект-менеджер или маркетинг-менеджер… И далеко не каждый экономист понимает разницу между этими профессиями.
В чем отличия?
Все три должности – менеджерские, но если копнуть глубже – это чистый маркетинг. Работа с продуктом, имеющимся на рынке, и аудиторией, которая этот продукт либо уже использует, либо готова покупать в будущем.
- Классический маркетолог изучает товар, чтобы выявить его позитивные и негативные характеристики, сравнить с конкурентами и дать рекомендации о том, как максимально эффективно продавать этот товар. Маркетолог ищет новые способы представить товар, даже если в нем нет ничего уникального.
- Продуктолог (он же продакт-менеджер, он же product manager) решает те же задачи, но совершенно с другой стороны. Он изучает клиентскую аудиторию – имеющуюся и потенциальную, свою и наработанную конкурентами, заинтересованную в продукте и не очень. Его забота – найти подход к людям, изучить их потребности и дать им продукт, закрывающий их потребность и решающий их задачи. Товар, ради которого они легко откажутся от того, чем пользуются сегодня.
- Проджект-менеджер – человек, который занимается реализацией маркетинговых (и не только) идей продуктолога. В базах вакансий такого специалиста чаще всего называют «менеджер проекта».
Легко заметить, что самые высокие зарплаты – у второй категории специалистов. В Москве заработок хорошего продакт-менеджера стартует от 120 тысяч рублей. В регионах цифры скромнее, но всего выше средней зарплаты по городу/области. Как стать product manager, если этой конкретной специальности не найти в университетских дипломах?
Как стать продакт-менджером, чтобы повысить свой заработок
Все не так сложно, как кажется.
- Получить образование. Если вы педагог или инженер, шансов на будущее трудоустройство мало, но они тоже есть. Особенно в регионах, где инвестиционная и потребительская активность высокая, а своих учебных заведений мало. Идеально, если у вас образование маркетолога, но вполне подходят и классические экономические специальности.
- Получить практические навыки на курсах и тренингах. Да, на продакт-менджера не учат в институте. Но есть десятки курсовых программ, заточенных под эту специализацию. Пройти их можно дистанционно – через интернет, или лично – записавшись на групповые занятия. Выбирая курсы и тренинги, обращайте внимание на документ, который выдадут в конце. Работодатели любят красивые сертификаты. Один из лучших вариантов – пройти курс Олега Якубенкова по продуктовой аналитике.
- Заниматься самообразованием. Чтение профильной литературы всегда идет на пользу, в какой бы отрасли вы ни работали. Лучшая книжка, чтобы начать – «От 0 к 1» Питера Тиля (есть на Хабре). А если дружите с английским, посмотрите «Growth Handbook» американки Керен Пикок. Кому какое дело до ваших корочек, если вы обеспечиваете работодателю результат?
Все в ваших руках! Профессия продакт-менеджера вряд ли потеряет популярность, ведь с каждым годом человечество покупает и потребляет все больше товаров – хороших и… разных.