Как обмануть Большого Брата? Техника безопасности при использовании смартфона
За нами постоянно следят. Это не паранойя, а реальность. Смартфон — это не только идеальный помощник, но и такой же идеальный шпион. Какую информацию получают банки и как скрыться от всевидящего ока?
Сейчас банки и другие компании анализируют всю возможную информацию о своих клиентах. Это не только финансовые трансакции, но также круг общения и геоданные. В партнерстве с сотовым оператором банк будет знать о человеке больше, чем его ближайшие родственники.
«У нас есть самый полный срез информации по нашим клиентам. Это интернет-поведение, геоинформация, звонковая информация. Всю эту информацию мы используем для построения качественных моделей», — рассказал на конференции fin Data 2018 cтарший менеджер по исследованию больших данных Tele2 Артем Климов. Оператор предлагает банкам свою помощь в проведении рекламных кампаний. «С одним из банков у нас был такой кейс. В тот момент, когда клиент заходил в пресс-центр, ему приходило сообщение от банка с предложением кешбэка за покупки в 2%. Это позволило увеличить обороты по картам на 7%, а по целевой группе увеличение оборотов составило 31%», — сообщил он.
Неприкосновенность частной жизни? Забудьте!
Эксперты говорят о том, что в ближайшем будущем идея неприкосновенности частной жизни в ее современном виде исчезнет.
«Сбор информации ведется для профилирования клиентов и последующей контекстной рекламы. Производители мобильных устройств и мобильных операционных систем заявляют о том, что собираемая информация анонимизирована и не может быть отнесена к конкретному человеку, но механизмов контроля и проверки этого не предусмотрено. С точки зрения сохранности личных данных ситуация будет только ухудшаться. С развитием IoT (Интернета вещей) информацию о человеке, его распорядке дня и привычках начнут собирать не только смартфоны, но и огромное количество других «умных» устройств. С одной стороны, это хорошо, так как позволит обеспечивать бытовой комфорт на принципиально новом уровне. С другой стороны, под угрозой может оказаться сама идея частной жизни», — отмечает начальник отдела консалтинга центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Павел Волчков.
Количество информации о пользователях, доступной банкам, с годами будет только расти, говорит технический директор QratorLabs Артем Гавриченков. «Но уже на данный момент банки знают о своих клиентах так много, что любой, кто имеет доступ к данным об активных пользователях финансовых сервисов, получает серьезное понимание того, чем эти люди живут, как ведут свой бизнес, сколько получают и тратят денег. Так, банк, являющийся единственным провайдером финансовых услуг для пользователя, точно знает уровень его дохода, поскольку все поступления на зарплатную карту четко фиксируются в истории движения денежных средств. Помимо этого, банк обладает информацией о том, где человек обедает, покупает продукты, в каких ресторанах любит чаще бывать. Поскольку на сегодняшний день большинство людей расплачивается везде, как правило, пластиковой картой, в результате даже при небольшом (и взаимовыгодном) обмене данными с магазинами и ресторанами банк составляет полный профиль клиента. И в дальнейшем после необходимого усреднения статистические данные о своей клиентской базе банк может продавать любым третьим компаниям», — рассказывает он.
«Каждый день за нами следят все кому не лень: наш собственный телефон, компьютер или ноутбук, камеры на улице, в транспорте… Защититься от этого совсем, кроме как уехать жить в тайгу, выкинув все гаджеты, невозможно. Да и следят за вами скорее ради маркетинга: собрать побольше сведений, чтобы потом показывать таргетированную рекламу. Ничего особенно страшного в этом нет, но, если вас такое положение вещей раздражает, можно, следуя простым правилам, максимально из этого информационного поля выпасть», — говорит редактор по IT и инновациям портала Банки.ру Антонина Самсонова.
Артем Гавриченков считает, что главное — держать «руку на пульсе» и оперативно реагировать на появляющиеся новости: когда банки начнут в полной мере использовать данные по частоте посещений аптек, больниц, магазинов и ресторанов при составлении кредитной истории, эта информация достаточно быстро окажется у всех на слуху, и в этом случае для многих людей модель угроз поменяется в отрицательную сторону.
Как сделать жизнь менее прозрачной
Вот какие советы дали эксперты тем, кто хотел бы сделать свою жизнь менее прозрачной.
Отключите доступ к камере и микрофону
«Пройдитесь по настройкам в смартфоне и отключите доступ к камере и микрофону приложениям, которым это, по вашему мнению, не нужно. По умолчанию многие программы это сами себе разрешают и собирают о вас данные. Ну, например, угадайте, как при словах «Привет, Алиса» вам отвечает бот «Яндекса»? Просто микрофон постоянно слушает эфир и реагирует на определенные ключевые слова. А заодно может собирать информацию. Ведь если он не отзывается, это не значит, что он ничего не записывает», — поясняет Антонина Самсонова.
Не регистрируйтесь под реальными данными
«Я бы рекомендовал максимально сократить предоставляемую о себе информацию в Интернете, особенно в социальных сетях, по возможности не регистрироваться под реальными данными в различных сервисах. Более радикальной мерой может стать полный отказ от смартфонов и социальных сетей, однако в современных реалиях такой сценарий выглядит крайне утопичным», — говорит Павел Волчков.
Не пользуйтесь зарплатной картой как расчетной
Пользователям следует иметь как минимум две карты: зарплатную (на которой хранятся основные средства) и дополнительную. Расплачиваться в магазинах всегда зарплатной картой крайне не рекомендуется, в том числе из соображений безопасности накопленных на ней средств: для проведения повседневных операций следует использовать вторую карту, и теперь не можем не отметить, что это может быть карта другого банка.
Сегментируйте потоки данных
Можно сегментировать потоки данных — например, завести отдельную карту для строго определенного ряда покупок: в аптеке или поликлинике расплачиваться одной картой, а в ресторане — другой. Подобную сегментацию платежей применять довольно важно, поскольку информация о том, в каких местах мы питаемся, что покупаем и как часто болеем, может быть использована банком для обмена данными со страховой компанией и формирования кредитно-страховой истории клиента.
Позвоните оператору и откажитесь от рекламных рассылок
«Запретить определять ваше местоположение сотовому оператору невозможно, да и незачем. Но можно отказаться от рекламных рассылок. Тогда вы не будете получать от оператора таргетированные по вашему местоположению рассылки формата «Рядом с вами открылась новая кофейня». Отказаться можно при звонке в кол-центр оператора, через личный кабинет или в салоне связи», — советует Антонина Самсонова.
Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru