Расширение участников системы ИПК добавит вариативности пенсионным программам
Владимир Черников, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь», рассказал об основных трендах на рынке страхования жизни, проблеме мисселинга и путях её решения, а также о перспективах работы страховщиков с индивидуальным пенсионным капиталом.
— Хотелось бы сегодня поговорить про рынок страхования жизни, про перспективы, и особенно про возможное участие страховых компаний, страховщиков жизни в пенсионной системе. Мой первый вопрос – что происходит сейчас в страховании жизни, какие тенденции, какая динамика, как развивается рынок?
— Необходимо отметить, что рынок страхования жизни продолжает развиваться достаточно серьезными темпами. По нашим оценкам в 2019 году объем рынка составит порядка 580 млрд рублей. Надо отметить, что основным каналом продаж продуктов страхования жизни является партнерский, т. е. банковский. Банкострахование составляет порядка 90% объема рынка, поэтому развитие наших продуктовых линеек происходит согласно требованиям именно этого канала продаж.
— В дальнейшем, скорее всего, эта тенденция не поменяется. То есть этот канал будет оставаться столь же значимым и банки останутся основными партнерами для страховщиков?
— По нашим оценкам и прогнозу – да, действительно, именно банковский канал будет локомотивом на рынке страхования жизни. Это связано, прежде всего, с доверием населения к банковскому каналу, к банковскому рынку. Многие продукты страхования жизни являются частью финансового планирования для населения, поэтому подобный уровень доверия легко объяснить.
— В последнее время часто озвучивалась проблема мисселинга. Банки иногда не совсем корректно продают страховые продукты. Решается ли эта проблема сейчас, можно ли говорить о том, что наметился прогресс в отношении качества продаж страховых продуктов, в частности ИСЖ?
— Безусловно, проблема решается. В июле этого года Всероссийский союз страховщиков (ВСС) принял решение и утвердил стандарты. Они начнут действовать с 1 января 2019 года и им в обязательном порядке должны следовать страховые компании. Очевидно, что этим стандартам необходимо также следовать и партнёрам, но этот вопрос пока еще окончательно не решен.
— То есть вопрос в том, как заставить банки следовать этим стандартам?
— Скажем так: как убедить партнеров, что для них следование стандарту – такая же необходимость, потому что проблема мисселинга, безусловно, есть. Она в большей степени наблюдается именно в массовом сегменте, где финансовая грамотность населения несколько ниже. И, конечно, такое решение очень важно для дальнейшего развития рынка – цивилизованного развития рынка.
— В связи с повышением ключевой ставки, повышением ставок по депозитам, некоторые участники рынка высказывают опасения, что у банков снизится мотивация к продаже различных «сторонних» финансовых продуктов, в том числе, страховых, и снова появится такая сверхмотивация по продвижению собственных депозитов. Такая проблема может возникнуть?
— Отчасти да, но, на мой взгляд, серьезного риска нет. Банковский канал имеет достаточно высокую заинтересованность в комиссионном доходе от реализации ИСЖ, а кроме того клиенты банка должны иметь выбор, чтобы подобрать тот или иной продукт, исходя из собственных задач и интересов. Создавая инвестиционные продукты, страховые компании подключают к ним различные финансовые инструменты, в том числе и депозиты.
Давайте посмотрим, какие продукты лидируют в банковском канале продаж. Статистика говорит, что это, прежде всего, инвестиционные программы – то есть программы, которые позволяют заработать. На втором месте стоят накопительные пенсионные программы.