США ввели против Ирана нефтяное эмбарго и другие ограничения: экспорт обвалится
США восстановили режим санкций против Ирана, поместив в «черный список» более 700 компаний, банков, физических лиц, а также самолеты и суда, которые использовались для транспортировки иранской нефти и товаров двойного назначения.
Санкционный режим, который действовал до 2015 года, когда администрация Барака Обамы заключила с Тегераном «ядерную сделку», восстановлен в полном объеме и будет усилен до «беспредедентного уровня», заявил на брифинге в понедельник глава Госдепа США Майк Помпео.
Отныне запрещен импорт иранской нефти для всех стран, кроме восьми. Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция смогут продолжать закупки «черного золота» у Тегерана. Как видите, России в списке нет.
Однако свободно пользоваться доходами от ее продажи иранский режим не сможет: деньги будут оставаться на зарубежных спецсчетах, а расходовать их Ирану будет позволено лишь на гуманитарные товары (такие, как продовольствие и лекарства), либо для двусторонней торговли не попавшими под санкции товарами, сообщил Помпео.
Более 20 стран полностью отказались от иранской нефти, лишив Тегеран 2,5 млрд долларов сырьевой выручки за последние полгода, рассказал он. Из 8 стран, получивших поблажки, 6 уже обнулили сырьевую торговлю с Ираном, и США продолжат переговоры с целью полностью отрезать Исламскую республику от глобального рынка углеводородов, заявил Помпео.
Помимо нефтяных санкций, вступают в силу ограничения на банковский и транспортный сектора, объявил глава Минфина США Стивен Мнучин. В санкционном списке появилось 300 новых фигурантов, а лица и компании, получившие освобождение в 2015 году, снова попадают под режим ограничений.
В их числе — 50 иранских банков с их зарубежными «дочками», включая зарегистрированный в России Мир Бизнес Банк. Последний принадлежит Национальному банку Ирана (Банк Мелли Иран), управляется правительством страны и обслуживал денежные потоки и торговлю иранского бизнеса в РФ.
Под санкциями отныне — национальная авиакомпания Iran Air и 65 ее самолетов; танкеры и транспортные суда, а также Иранское агентство по атомной энергии.
В общей сложности под санкционный режим попадает 900 юридических и физических лиц. «Это самый высокий в истории уровень давления, — заявил Мнучин. — Мы даем ясно понять иранскому режиму, что они будут сталкиваться с нарастающей финансовой изоляцией до тех пор, пока не изменят свое дестабилизирующее поведение».
«У иранского режима есть выбор: либо сделать поворот на 180 градусов, отказавшись от своего незаконного курса, и вести себя как нормальная страна, либо столкнуться с обвалом своей экономики», — добавил Помпео.
Международная платежная система SWIFT приняла решение отключить «несколько иранских банков» от возможности проводить платежи, сообщил Reuters со ссылкой на заявление SWIFT.
«Приостановка доступа иранских банков вызывает сожаление, однако мы прибегли к ней с целью обеспечения стабильности и сохранения целостности мировой финансовой системы», — подчеркнули в компании.
«Президент Трамп намерен оказать на Иран максимально сильный нажим», — заявил Fox News советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон.
Цель состоит в том, чтобы довести экспорт иранской нефти до нуля. Мы не будем удовлетворены введением такого масштаба санкций, который существовал при администрации Обамы в 2015 году», — подчеркнул он.
Ирану предсказали дальнейший обвал нефтяного экспорта из-за санкций
Экспорт нефти из Ирана после вступления в силу санкций США 5 ноября может сократиться с 2,8 млн баррелей в сутки до 1 млн баррелей, а поставки сохранятся преимущественно на рынки Китая, Индии и Турции, считают в британской консалтинговой компании Wood Mackenzie.
После того, как санкции против Ирана были приостановлены в январе 2016 года, третий по величине производитель нефти в ОПЕК сумел восстановить и добычу и экспорт до уровней начала 2010х. Так, в апреле экспорт нефти Ирана достиг своего пика в 2,8 млн баррелей в сутки, из которых 300 тыс. баррелей составлял газовый конденсат, отмечает главный аналитик WoodMac по Ближнему Востоку Хамаюн Фалакшахи.
Однако к сентябрю, после того, как США вышли из ядерного соглашения с Ираном в мае и объявили о возобновлении санкций, экспорт уже снизился до 1,8 млн баррелей, отмечает Фалакшахи: полностью прекратили закупки иранской нефти Южная Корея, Франция, а затем и Италия, Испания и Греция.
«После 5 ноября мы ожидаем, что экспорт упадет в среднем до 1 млн баррелей в сутки, хотя объемы будут варьироваться месяц к месяцу. Основными покупателями иранской нефти останутся Китай, Индия и Турция», — предупреждает Фалакшахи: выйти за этот уровень будет сложно, так как все расчеты на сырьевых рынках проводятся в долларах. Хотя Иран пытается договориться с Европой об альтернативных расчетах, например, бартером, перспектив у такого варианта не много, продолжает эксперт.
Сейчас Иран вынужден продавать свою нефть на $1 дешевле, чем ближневосточные конкуренты, а иранским танкерам приходится ходить с отключенными транспондерами.
Иранская казна примерно на треть зависит от нефтегазовых доходов, говорится в отчете WoodMac.
«Газовый конденсат — очень важная история. Сейчас Иран производит примерно 750 тыс. баррелей в сутки конденсата, из которого половина идет на экспорт. Конденсат образуется как сопутствующее сырье при добыче газа, который используется для внутреннего рынка, а потому не может быть предметом санкций. В предыдущий санкционный раунд (2012-2015 годы) Иран значительно увеличил добычу конденсата, чтобы возместить выпадающие нефтяные доходы», — пишет Фалакшахи.
Будет ли это возможно при новых санкциях, пока не ясно. Пока же Южная Корея и ОАЭ, ранее закупавшие иранский конденсат в больших объемах, отказались от его импорта.
Рискованная зима
Выпадение с рынка 1 млн иранских баррелей на фоне падающей добычи в Венесуэле несет определенный риск для потребителей нефти этой зимой, отмечает вице-президент Wood Mackenzie по макрорынкам Анна-Луиза Хиттль.
«Пока мы видим, что рынок может пережить эти несколько месяцев и спрос должен быть удовлетворен за счет роста добычи в других странах. Но серьезный риск возникает, если зима окажется слишком холодной и добыча начнет падать где- нибудь еще кроме Ирана и Венесуэлы», — пишет она.
По данным компании, резервные мощности по добыче в странах ОПЕК еще два года назад составляли 4-5 млн баррелей в сутки. Однако после того, как Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт с лета наращивают добычу, свободные мощности сократились до 700 тыс. баррелей в сутки.
Если дополнительных форс-мажоров не случится, то в этом году нефть Brent будет стоить в районе $78 за баррель, а в 2019 году — $74 за баррель, заключают в WoodMac.
По материалам Финанз.ру