Что будет с курсом рубля и ценами
Стоимость «черного золота» поднимается на докризисную высоту — в последнее время цены на нефть приковывают все больше внимания. Когда перед Новым годом они вплотную подошли к рубежу в 100 долларов за баррель, зазвучали прогнозы, что стоимость «черного золота» может вернуться к докризисным $140 (июнь 2008 года). На фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке, в одном из самых богатых нефтью регионов, они уже не кажутся фантастикой. Даже события в Японии не смогли опустить цену барреля обратно к более «комфортным» для мировой экономики 70 — 80 долларам…
Банки, инвестиционные компании и официальные организации еще в феврале резко начали пересматривать свои прогнозы нефтяных котировок. И почти все — по принципу «кто больше». Банкиры из Merrill Lynch предполагали, что в ближайшие три месяца цена барреля Brent может даже превысить $140 и в среднем за 2011 год составить $108 (что много даже по докризисным понятиям). Goldman Sachs прогнозировали во второй половине года $105 за баррель. Круче всех «предсказание» японского банка Nomura, сделанное еще до катастрофы в Стране восходящего солнца, — подорожание аж до $220. Как в воду глядели. Теперь уже никто не может гарантировать, что под влиянием страха перед «мирным атомом», помноженным на снижение поставок нефти с Ближнего Востока, цены на «черное золото» не взлетят значительно выше нынешних «вокруг 100 долларов». Уже и российский министр финансов Алексей Кудрин, традиционно прогнозирующий снижение мировых цен на нефть, признает: они могут подняться до 150 — 200 долларов.
Чем это плохо? Если цена нефти будет расти, может не поздоровиться странам зоны евро. Бюджеты Греции, Ирландии, Португалии, Испании, которые и так пухнут от долгов, под тяжестью новых расходов просто рухнут, погребя под собой всю еврозону. Что не очень хорошо и для тех стран, которые, как Россия, на нефти зарабатывают…
От долларовых заначек отказываться рано
Обычно высокие цены на «черное золото» тянут за собой ощутимое и для простых россиян последствие в виде более крепкого рубля. Вот и нынче за доллар дают меньше 29 рублей — курс, которого мы не видели с прошлой весны. Что дальше?
— Серьезный обвал доллара не выгоден прежде всего самим США, — говорит Александр Осин, главный экономист УК «Финам-Менеджмент». — Поэтому вряд ли стоит ожидать особого падения доллара, во всяком случае резкого — для выполнения тех внутренних задач, которые стоят перед американской экономикой, он уже упал достаточно.
Иными словами, если верить экономистам, отказываться от долларовых заначек и вкладов в валюте пока явно торопиться не стоит.
Еда дешеветь не торопится
Теоретически при более крепком рубле импортные продукты — те, что закупаются за доллары и евро, — должны стать для нас доступнее. К примеру, бытовая техника и другие товары, произведенные за рубежом. Но… из-за дорогого топлива эти самые продукты тоже дорожают. И уж что перевесит — разница в курсах валют или доля цены бензина в стоимости продовольствия, — еще вопрос. Явно не подешевеет при дорогой нефти и отечественное продовольствие — цена бензина в его стоимость тоже заложена, ведь продукты как минимум в магазин привезти надо. Не говоря уже о затратах на топливо в период сева и уборки урожая.
Не случайно война «двигателю инфляции» — завышенным ценам на бензин и дизельное топливо — объявлена с самых высоких трибун. Только заставить наши нефтяные компании не увеличивать цены на «горючку» на внутреннем рынке, когда они растут на мировом, вряд ли у кого получится — скорее сократятся продажи бензина.
Елена Аракелян, КП