Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Анатомия нищеты: вкладов меньше, кредитов больше

Психология нищетыНесмотря на рекордно низкую инфляцию в течение двух лет, выход российской экономики из кризиса не состоялся. Более того, судя по статистике августа 2018-го, начинается новый кризис.

Согласно официальной статистике Банка России, в стране начался чистый отток вкладов при сохранении роста кредитования. В августе граждане забрали из банков 100 млрд рублей и 1,5 млрд долларов. Банки в январе — августе выдали населению кредитов на 13,89 трлн рублей, сообщил ЦБ. Без учета изменения валютного курса это на 14% больше, чем годом ранее. Вклады россиян в банках за это время выросли всего на 1,8%, до 27,37 трлн рублей. В августе же вклады и вовсе сократились на 0,6%, хотя кредиты продолжили расти на 2,4%.

Все более очевидная тенденция резкого превышения роста кредитов над ростом вкладов (в конце концов, часть людей перекладывается из депозитов в другие финансовые инструменты, а не просто забирает деньги из банков, чтобы было на что купить еду и одежду) накладывается на гораздо более неприятную тенденцию. В России возобновилось падение уровня жизни, о чем 19 сентября сообщил Росстат. Реальные располагаемые доходы населения — сумма, которая остается на руках у людей после всех обязательных платежей и корректировки на инфляцию, — снова ушли в минус. За август реальные располагаемые доходы россиян упали вроде бы совсем незначительно — на 0,9% к июлю. Но это первое такое снижение с декабря прошлого года. А до января нынешнего года реальные доходы населения снижались без пауз с ноября 2014 года. Это было самое значительное и затяжное их падение в ХХI веке.

Но и это еще не все плохие новости. На фоне падения доходов населения оборот розничной торговли пока продолжает расти: вопреки прогнозам экономистов, в августе он увеличился на 2,8%. Причем россияне экономят на продуктах (средний чек в продовольственной рознице в августе 2018 года оказался на минимуме за два года), но увеличивают покупки непродовольственных товаров. На которые в том числе берут потребительские кредиты.

Из всех этих показателей наглядно вырисовывается анатомия будущей нищеты. Приток денег населения в банки практически не растет (в августе даже был отток); кредитование продолжает расти достаточно сильно; доходы населения начали падать, даже не дожидаясь обещанного правительством замедления их роста в 2019 году из-за повышенного НДС; розничный товарооборот растет по инерции, в том числе за счет кредитов.

При этом если доходы людей расти не будут или будут, но несущественно, а потребление не будет снижаться пропорционально ситуации с доходами, то неизбежно возникают сразу два риска, кроме собственно увеличения количества бедных: во-первых, риск роста закредитованности россиян и, во-вторых, рост обращений к «черным кредиторам» от тех заемщиков, которым уже не дадут в долг ни банки, ни легальные микрофинансовые организации.

Справедливости ради, в отличие от СССР, где «повышение благосостояния советского народа» официально декларировалось властью главной целью развития страны (другое дело, что получалось очень плохо), в России власть ничего такого честно не обещает. Нам важнее напугать внешних врагов, которых что-то становится все больше, чем думать о собственных проблемах. Тем не менее президент неоднократно говорил, что одной из главных задач государства на ближайшие годы является борьба с бедностью. Если учесть, что по ВВП на душу населения Россия уже находится примерно на уровне Казахстана, а количество людей, живущих даже ниже официального уровня бедности, исчисляется у нас двумя десятками миллионов, эту борьбу мы рискуем не выиграть.

Сами по себе показатели экономического роста или доходов банков — вот у нас банковская система за восемь месяцев 2018 года заработала 901 млрд рублей прибыли — не имеют особого значения для тех миллионов людей, которые не могут свести концы с концами или для которых кредит стал единственно возможной формой финансового существования. Физические объемы долгов россиян по кредитам и за коммунальные услуги продолжают расти. И это гораздо более верный признак невыхода страны из кризиса, чем любые заявления чиновников, исторический максимум индекса Московской биржи, достигнутый на этой неделе, низкая инфляция или динамика курса рубля.

При сохранении существующих трендов в российской экономике и политике даже высокая цена нефти не гарантирует нам существенных успехов в борьбе с нищетой. Только бурный экономический рост за счет роста инвестиций может радикально изменить положение вещей к лучшему. Но желающих активно инвестировать в российскую экономику — что через вклады в банках, что через создание новых рабочих мест и предприятий — сильно больше не становится. И людей можно понять. Россияне теперь уже не уверены даже в наличии будущей пенсии и сохранности своих валютных вкладов, а иностранцы не знают, как далеко может зайти война санкций и контрсанкций.

Конечно, торговые войны США с Китаем и ЕС или очередное резкое снижение мировых цен на нефть, если оно случится, можно использовать как пропагандистское прикрытие наших собственных экономических проблем. Но отток вкладов из российских банков и падение реальных доходов россиян на фоне роста кредитования — точно не дело рук Дональда Трампа.

Источник — Banki.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *