Потребительская корзина в России и США: кто и как ее составляет
Две полярно противоположные страны, два несопоставимых уровня жизни, две абсолютно разных потребительских корзины. В США считают реальное потребление стабильных домохозяйств и подтягивают под него пособия и прочие социальные выплаты. В России – издают законы, спуская нормирование, не отвечающее элементарным жизненным реалиям, сверху. Но – обо всем по порядку.
Главная цель у обеих систем одинаковая: на основе потребительской корзины устанавливается прожиточный минимум, по которому рассчитываются пособия, и вычисляется индекс потребительских цен.
Россия: нормирование сверху
4 пары носков на 2 года, 100 грамм рыбы и меньше килограмма фруктов на неделю – чей воспаленный мозг это придумал? Ответ прост: Правительство Российской Федерации. Какая бы контора ни разрабатывала эти нормы, она это делала по поручению правительства и с одобрения президента.
Действующий документ — Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 № 227-ФЗ.
На словах все прекрасно: постоянно слышны призывы сделать продуктовый набор более разнообразным и отвечающим принципам здорового питания, а перечень непродовольственных товаров и услуг расширить в несколько раз. Но воз и ныне там.
Продовольственная корзина россиян заморожена до 2021 года. Ближайшие два с лишним года никаких расчетов проводиться не будет.
Изменений можно не ожидать.
США: нормирование снизу
Потребительская корзина американца разработана на основе подробной информации о расходах, предоставляемой семьями и отдельными физическими лицами. В сборе информации перманентно участвуют 24 тысячи потребителей.
Каждый квартал они проходят опрос и рассказывают, что они фактически купили. Среди участников – горожане из разных штатов, разных рас и принадлежащие к разным слоям общества.
Для сбора информации о часто приобретаемых предметах американские власти приглашают 12000 человек (говорят, их работа оплачивается, но расценок я не нашел). В течение двух лет они ведут дневник потребительских расходов, куда записывается каждая трата.
По таким дневникам Бюро статистики труда вычисляет среднюю потребность домохозяйств по нескольким товарным группам:
- продукты питания,
- средства личной гигиены,
- товары первой необходимости.
Бюро статистики труда получает за два года:
- 24 тысячи недельных дневников покупок,
- 48 тысяч ежеквартальных опросов.
По результатам этой работы определяется важность каждого конкретного товара или товарной группы в структуре потребления и высчитывается средняя количество покупок по каждой позиции.
Отставание от реальности
В США существует двухлетнее отставание между обзором расходов и его использованием для обновления потребительской корзины. Например, данные о потребительской корзине, представленные Бюро для расчета пособий и вычисления индекса потребительских цен в 2017 году, основываются на собранной в 2014 году информации по количеству покупок. По количеству, не по ценам. Цены берутся свежие.
Американцы жалуются на это отставание: вот появятся летающие автомобили, а в потребительскую корзину они войдут только через несколько лет. И то, если их будут регулярно покупать.
Если сказать американцу, что потребительскую корзину можно заморозить, он просто покрутит пальцем у виска и скажет:
— Нельзя заморозить жизнь!
Источник — Кризистан