Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Стреляем в доллар — убиваем рубль

Доллар и рубльЖелание российских чиновников и банкиров убедить себя, россиян и мир, что доллар — зло, а рубль — добро и что всем надо срочно торговать в национальных валютах, понятно. Но, боже, как они это делают…

Конечно, финансовые новости на этой неделе в России точно были не самыми главными. Но тем не менее Восточный экономический форум во Владивостоке подарил нам незабываемые моменты белого пиара рубля и черного пиара доллара устами людей, от которых не в последнюю очередь зависит прочность российской финансовой системы и адекватность нашей экономической политики.

Министр экономического развития Максим Орешкин на форуме на фоне рекордного за два с половиной года обвала рубля посоветовал россиянам продавать доллары и покупать рубли. Вполне себе патриотический совет: вообще трудно представить, чтобы министр экономики любой страны публично советовал гражданам покупать иностранную валюту и срочно избавляться от национальной. Но в качестве аргумента для столь нетривиального совета министр привел известную цитату не так хорошо известного большинству россиян Уоррена Баффета: «Покупать нужно тогда, когда боишься». Глагол «боишься», в отличие от Баффета, россиянам хорошо известный, здесь ключевое слово. То есть, по логике министра, россиянам, видимо, уже пришло время бояться за рубль. Хотя сам Орешкин, наоборот, полагает, что российская валюта до конца года укрепится в район 64 рублей за доллар. Если это случится, то призыв министра продавать доллары сейчас в горизонте трех месяцев окажется оправданным. Но даже чисто по-человечески интересно, следует ли сам министр Орешкин своему совету?

Кстати, прекрасен был не только контекст (очередной обвал рубля), в котором человек, отвечающий по должности за экономическое развитие России, призывал продавать доллары. Российские монетарные власти много лет вслух мечтали, чтобы курс рубля наконец перестал зависеть от колебаний мировых цен на нефть. Проще говоря, хотели «отвязать рубль от нефти». Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться! В прошлый раз доллар заходил за 70 рублей, а евро — за 80, когда в марте 2016 года нефть стоила в районе 40 долларов за баррель. Сейчас рубль стоит столько при цене нефти в районе 80 долларов за баррель. Даже страшно предположить, сколько будет стоить рубль, если нынешняя динамика его «отвязанности» сохранится, а баррель нефти вдруг опять подешевеет до 40 долларов.

Но во Владивостоке «топил» за рубль и против доллара не один министр Орешкин. Глава ВТБ Андрей Костин, в последние годы неожиданно превратившийся едва ли не в главного публичного борца с американской валютой в России, в интервью телеканалу Bloomberg (то есть на весь мир, чтобы услышало все международное финансовое сообщество) сделал сразу два эпических заявления.

Во-первых, по его мнению, Россия и другие страны неизбежно придут к отказу от расчетов в долларах в международной торговле и к переходу на расчеты в национальных валютах. Потому что США используют доллар в качестве оружия. «Я считаю, это неизбежно. Сложилась такая ситуация, что США используют доллар в качестве оружия… Так что я считаю, что если США продолжат использовать доллар как оружие, то неизбежно не только в России, но и в других странах мы увидим тенденцию к отходу от доллара». Собственно, если бы у России была первая экономика планеты по ВВП с долей в 25% от всей мировой, а не порядка 2%, как сейчас, если бы рубль был надежной предсказуемой валютой — кто бы отказался торговать в рублях? Почему, спрашивается, Россия не сделает рубль оружием, как Америка сделала оружием доллар?

Но второе заявление руководителя второго по активам банка России явно затмило первое. И заодно объяснило, почему торговать за рубли в обозримом будущем, если ничего не изменится сначала в наших головах, а потом в экономике и политике, мы будем разве только со странами вроде Венесуэлы или Северной Кореи. Андрей Костин не исключил принудительной конвертации валютных вкладов россиян в другие валюты в случае ужесточения санкций против российских банков. По словам Костина, в ВТБ готовятся к любому повороту событий и рассчитывают на поддержку ЦБ и правительства. Часть мер призвана защитить интересы владельцев вкладов в долларах в случае введения властями США фактического запрета на использование российскими банками долларов: «Я убежден, что все клиенты всех банков смогут получить назад свои деньги. Это принципиальный момент. Как это будет сделано, в какой валюте — это уже другой вопрос».

Стоп. Как «другой вопрос»? Это как раз самый главный вопрос. Вряд ли Костин имел в виду, что вклад в долларах россиянину могут вернуть в евро или юанях (зачем нам вообще юани, если мы не живем на границе с Китаем или постоянно не ездим туда с деловыми целями — отдельный вопрос). Скорее, речь идет все-таки о возврате долларовых вкладов в рублях. Но тогда по какому курсу?

Вообще, самое страшное для российской экономики начнется, если доллар будет стоить не 100 или 150 рублей, а, например, 65 копеек. Такое уже бывало. С такой историей обманов государством населения и по вкладам, и по государственным облигациям любое предположение о возможной принудительной конвертации валютных депозитов может привести к банковской панике. Причем в слова Костина о возможной замене доллара другими валютами в международной торговле народ может не поверить: да и без разницы обычным людям, за юани или тугрики мы продаем за рубеж нефть, газ или ракеты с непредсказуемой траекторией полета, — лишь бы зарплату и пенсии платили, а они точно в рублях. А вот в любой намек на возможность принудительной конвертации валютных вкладов люди охотно поверят сразу. И тут же начнут опасаться полной их заморозки. Потому что есть печальный исторический опыт финансовых отношений с любимым государством.

Нет ничего плохого или неправильного в овладевшей умами российских чиновников и части крупных банкиров (кстати, в отличие от Костина тот же Греф ничего похожего пока не говорит) идее уменьшить зависимость нашей экономики от доллара. Только совершенно непонятно, чем для нас выгоднее торговать с Турцией за слабые рубли или за слабые турецкие лиры. И даже с Китаем за юани — он точно будет использовать национальную валюту как оружие в торговле интенсивнее, чем США — доллар. Для Китая российский Дальний Восток — один из самых привлекательных и близких географически регионов экономической и человеческой экспансии. Если кто не знает, на российском Дальнем Востоке не один год действуют китайские предприятия, которые платят налоги в Китай, а не в Россию. Тогда как и США для России, и тем более Россия для США далеко не самый важный и крупный торговый партнер.

Доллар является мировой резервной валютой уже более 60 лет и останется таковой в обозримом будущем, считают эксперты. На него приходится 63% мировых валютных резервов, на втором месте — евро (20%). Таковы данные МВФ. Доля ни одной из других валют-конкурентов не достигает 5%. Рубль вообще не резервная валюта. Так о чем мы тогда говорим?

Пока у нас будет такая экономика, такой инвестиционный климат, такая степень непредсказуемости решений государства, никому, кроме нас, за исключением разве только еще более убогих экономически стран, рубли не понадобятся. Пока же каждое заявление российских чиновников и банкиров против доллара в итоге оборачивается против рубля — потому что и наш бизнес, и простые обыватели начинают реально бояться. И боятся они отнюдь не Америки.

Источник — Банки.ру

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *