Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Китай не будет спасать Иран от санкций Трампа

Кризис в ИранеСтремление администрации Дональда Трампа экономически задушить Иран после выхода из ядерной сделки уже приносит первые результаты: европейские инвесторы массово отказываются заключать сделки с Тегераном.

Тем не менее иранское руководство считает, что у него есть в запасе секретное оружие: китайские инвестиции и экспорт нефти в Поднебесную, которые должны компенсировать потери с Запада.

Учитывая высокие энергетические потребности Китая и «торговую войну» между Вашингтоном и Пекином, это может показаться реалистичным сценарием. Однако, по мнению многих наблюдателей, все это не более чем фантазии. Китай действительно способен немного смягчить санкционное давление на Иран, но он не может и не хочет становиться экономическим спасителем Тегерана.

Для иранского правительства ситуация становится критической: национальная валюта стремительно обесценивается, опустившись на неофициальном рынке до 90 тыс. риалов к доллару, что наполовину меньше ее стоимости, чем в начале года. В минувшие выходные в Тегеране прошли самые массовые с 2012 г. уличные протесты. Причем санкции США будут введены лишь в августе, указывает Bloomberg.

Усугубляет ситуацию также ОПЕК, которая на прошлой неделе решил увеличить добычу нефти, что еще больше усилит экономическое давление на Иран. Страна не в состоянии наращивать добычу, как из-за предстоящих американских ограничений, так и из-за своей дряхлой инфраструктуры. Теперь, когда цена на нефть почти наверняка упадет, Иран будет получать намного меньше столь необходимой твердой валюты.

Но достаточно ли плана Б (китайский сценарий), чтобы Иран смог преодолеть тяжелый экономический кризис?

В Вашингтоне идет широкая дискуссия по этому вопросу. Новые санкции США не затронут китайский частный сектор так же сильно, как европейский, но лишь китайские инвестиции и экспорт не очень сильно помогут иранцам.

Напомним, что после того, как США вышли из ядерной сделки этой весной, Иран обратился к Европе. Стремясь сохранить соглашение в силе, руководство Европейского союза призвало компании не паниковать, продолжать торговать с Ираном и инвестировать в его экономику. Правительства европейских стран предложили предоставить бизнесу специальные гарантии и попросить у американцев исключение для компаний, ведущих бизнес с Тегераном.

Но европейские компании, похоже, не слушают Брюссель. На инвестиционном фронте PSA Group (производитель автомобилей Citroen и Peugeot) стала самой последней компанией, которая отказалась от уже запланированных совместных предприятий с двумя иранскими автопроизводителями.

Что касается нефти, то французская Total также заявила, что откажется от многомиллиардной сделки с Тегераном, если не получит от США специального освобождения от санкций, что маловероятно. Около десятка других европейских фирм также отменили или приостановили торговые и инвестиционные соглашения с Исламской Республикой.

Это правда, что Иран и Китай уже какое-то время имеют довольно тесные отношения. После подписания ядерной сделки в 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин заявил о 25-летнем плане по расширению экономических отношений между странами, который включает увеличение двусторонней торговли в десять раз или до $600 млрд. Китай, к примеру, мог бы взять на себя сделку Total.

Но многие эксперты считают, что китайские инвестиции не смогут компенсировать то, что Тегеран потеряет из-за разрыва отношений с Западом. Так, для того чтобы восстановить свою нефтяную инфраструктуру и снизить издержки производства, Ирану необходимо импортировать доступные только в Европе и США передовые технологии.

Кроме того, наблюдатели сомневаются, что ожидаемые китайские инвестиции когда-либо материализуются. Более крупные китайские компании и банки, которые заинтересованы в ведении бизнеса в США или совершении сделок в долларах, будут избегать отношений с Ираном (точно так же, как и европейские фирмы). Так называемая экстерриториальность американских санкций применяется к любым компаниям, в том числе и китайским, осуществляющим операции в долларах, даже если эти операции проводятся с неамериканскими фирмами или «дочками».

С серьезными проблемам столкнется Иран и на нефтяном рынке. В настоящее время Исламская Республика экспортирует около 2,62 млн баррелей в день. По данным иранского экономического издания Financial Tribune, около 38% этих продаж приходится на европейские страны. Даже если Европа откажется вводить жесткие санкции, почти наверняка ее импорт сократится.

Иран, возможно, сможет компенсировать часть потерь за счет продажи Китаю дополнительных баррелей (до подписания ядерной сделки он отгружал в Азию чуть менее 1 млн баррелей в день). Но в любых переговорах с китайцами отсутствие у Тегерана жизнеспособных альтернатив ставит его в крайне невыгодное положение.

Сокращение экспорта нефти приведет к снижению валютных резервов Ирана и затруднит выполнение обязательств по платежам.

К этому следует добавить внутреннее давление со стороны консервативных сил страны, в первую очередь влиятельного Корпуса стражей исламской революции. Сторонники жесткого курса Ирана требуют от президента Роухани разорвать все отношения с Западом и немедленно возобновить ядерную программу страны.

В этой крайне сложной ситуации Иран нуждается в срочных иностранных инвестициях и надежных рынках для экспорта своей нефти. Если Тегеран надеется, что все это он получит от Китая, то его, скорее всего, ждет глубокое разочарование.

Источник — Вести.Экономика

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *