Кризис в Москве: увольнения и сокращения штата
Ох, и нелегко же приходится офисным работникам! Каждый день топать на работу и думать: а вдруг этот день — последний? Под угрозой увольнения сегодня находятся буквально все — от управленцев высшего звена до офисных полотеров. В этой статье — реальные истории из кризисной жизни московских офисов.
Время заложить за воротничок, или Страхи офисного планктона
Москвичка Марина П. спокойно работала главным специалистом в одном из столичных банков. Но хотелось большего: все-таки два высших образования, первое — инженерное, второе — финансовое. Летом она решила сделать самой себе подарок к сорокалетию — перейти в другой банк на более высокую должность. Выбирала из трех позиций и остановилась на «Моем банке». Как-никак, по рейтингу входит в первые две сотни кредитных учреждений, пять офисов в Москве, пять филиалов в регионах. Наконец, должность руководящая, начальник отдела бухучета, зарплата 70 тыс. рублей плюс бонусы. Короче, 1 августа она вышла на работу в «Мой банк». «Лучше бы я этого не делала», — говорит Марина сегодня. Потому что с ноября она в «Моем банке» больше не работает.
«Первого ноября у меня заканчивался трехмесячный испытательный срок, — рассказала The New Times Марина. — Такой срок всегда назначают при приеме на работу в любую коммерческую структуру. Я была уверена, что меня оставят. Но начальник объяснил: претензий ко мне нет, но — сложные времена, придется сокращать штат». Сократили сразу почти 20 человек.
Марине предложили два варианта: написать заявление «по собственному» в связи с истечением испытательного срока или уйти в отпуск за свой счет на три месяца. «Если до 1 февраля ситуация изменится, мы вас обязательно вызовем», — обнадежили ее. Но Марина не первый день в банковском деле и знает, что в ближайшее время лучше не будет. «Сейчас идет только первая волна сокращений, — уверена она. — В марте–апреле, когда банки дебет с кредитом сведут, начнется вторая волна. Поэтому не верю, что меня позовут обратно. Так что с 1 февраля буду официально безработной».
Сейчас Марина сидит дома: рассылает резюме, обзванивает знакомых, мониторит банковские сайты. Прошел уже месяц, но никто пока не позвонил. От одного агентства пришел отрицательный ответ с формулировкой: «Отказ работодателя». Но Марина не унывает: она уже сходила в ближайшее отделение Сбербанка и выяснила — нужны операционистки. «На худой конец, туда пойду, — говорит Марина. — Хотя зарплата там 15–20 тыс. рублей максимум». Свое спокойствие она объясняет тем, что все это уже проходила ровно 10 лет назад, в дефолт 1998 года, когда ее также увольняли из банка.
Продавцы воздуха
В Москве уже идут увольнения в риелторских и девелоперских компаниях: спрос на квартиры упал, с ипотекой все непросто. Грядут сокращения в туристической отрасли — вслед за начавшимся спадом продаж. Не миновала чаша сия и сотовые компании.
Во многих московских офисах в среде «белых воротничков» нарастает паника. Стоит работодателю объявить о грядущих сокращениях — и в компании начинается психоз: самые мнительные сотрудники проводят на рабочем месте по 12–14 часов в сутки, готовые на все, чтобы сокращение коснулось не их, а более беспечных коллег. В течение последнего месяца подобную картину можно было наблюдать в ряде финансовых компаний — в одной из крупных инвестиционно-финансовых компаний было объявлено о сокращении штатов с 1 декабря. При этом наибольшие сокращения проходят по инвестиционным подразделениям холдинга: упал спрос на инвестиционные продукты и на брокерское обслуживание игроков на фондовом рынке.
«Сегодня самые большие проблемы наблюдаются у наших олигархических компаний, которые до кризиса бурно росли, в том числе за счет западных кредитов, — рассказывает управляющий директор западной рекрутинговой компании Morgan Hunt Selection, работающей в России, Константин Борисов. По его словам, российские инвестиционные компании, входящие в «олигархические структуры», сокращают персонал — иногда почти наполовину. Скажем, в компании «Ингосстрах» (главный акционер — Олег Дерипаска) сократили почти всю службу внутреннего рекрутинга: кризис скорректировал прогнозы по росту страховых продаж — и набор новых людей быстро свернули. «В первую очередь сокращения касаются тех, кто непосредственно не связан с зарабатыванием денег, а это пиар, HR, маркетинговые подразделения, административный персонал», — объясняет Борисов.
Я бы в дворники пошел
Как сообщил The New Times Андрей Гринберг, руководитель отдела информации столичного Управления государственной службы занятости населения, сегодня в Москве официально зарегистрировано 19,5 тыс. безработных, из них специалистов и служащих — не менее 75%. Однако 19,5 тыс. — это только официальные данные. По оценке того же Гринберга, число безработных в Москве может быть в три раза больше. Что касается «антикризисных» сокращений последних месяцев, то свыше 89% уволенных — специалисты и служащие и чуть более 10% — рабочие.
«По сравнению с прошлым годом сведений о высвобождении работников подано в 2,5 раза больше. Но все равно говорить о массовой безработице в Москве пока не следует, — считает Гринберг. — Мы не прогнозируем роста безработицы свыше 1% от экономически активного населения Москвы в 2009 году, а это не более 65 тыс. человек (официально работающих в Москве — 6,5 млн)».
По словам Гринберга, рабочих мест на московском рынке пока хватает: в городской службе занятости около 170 тыс. вакансий, но свыше 110 тыс. из них — для рабочих. Именно в этом дисбалансе и заключается главная проблема российского рынка труда: спрос — на рабочие специальности, а «белые воротнички» — без работы.
«Понятно, что менять белую сорочку на синюю спецовку, как правило, никто не собирается, — констатирует Гринберг. — Но у нас еще остается достаточное количество вакансий для специалистов и служащих: администраторов, бухгалтеров, инспекторов, мастеров, воспитателей, инженеров.
Авторы: Алина Травина, Ирина Федотова
Икецентр предлагает всем желающим оценить новый каталог икеа, и выбрать качественную мебель и предметы быта от икеа. Производится доставка мебели икеа и других крупногабаритных покупок по указанному заказчиком адресу.
да а по поводу офисных этих никаких людишек от них толку мало они не страну защитить только деньги собирать жрать да по магазинам ходить типа шопинг это круто и все такое а жизнь вне денег офигенно как интересна