Нам не страшен ФРС? Стоит ли инвесторам опасаться роста ставок в Америке
Укрепляющийся доллар и дальнейшее ужесточение кредитной политики в США — главные угрозы для развивающихся рынков. Насколько это может быть серьезным для рубля и инвесторов в российские облигации?
Инвесторы массово выводят деньги с развивающихся рынков. Отток продолжался две недели подряд. По данным EPRF Global, только с конца апреля по 2 мая они вывели из долговых бумаг развивающихся стран более миллиарда долларов. Оценка аналитиков Bank of America Merrill Lynch еще выше: 1,2 млрд долларов. При этом, как отмечается в обзоре инвестбанка, инвесторы бегут из рискованных активов с рекордной за последние полтора года скоростью. Крупнейший в США биржевой фонд, ориентированный на облигации развивающихся рынков, — iShares JP Morgan USD Emerging Markets Bond ETF зафиксировал отток клиентских денег на 354 млн долларов.
Carry trade с убытком
Забирают деньги не только спекулянты, зарабатывавшие на операциях carry trade. Агентство Bloomberg со ссылкой на слова известного инвестора Марка Мобиуса пишет, что из рискованных активов выходят пенсионные фонды. Хотя именно этот класс инвесторов менее всего склонен к поспешным решениям, удивлен финансист. Всего, по информации агентства, с середины апреля инвесторы продали облигаций развивающихся стран более чем на 6 млрд долларов.
Одна из причин бегства инвесторов связана с ростом доходностей американских казначейских бумаг (UST). С начала года доходность десятилетних treasures выросла на 55 процентных пунктов, сейчас они торгуются в районе 3%. Это делает все менее интересными инвестиции в бонды развивающихся стран. В Bank of America подчеркивают, что операции carry trade стали убыточными в 23 из 24 валют развивающихся рынков. «В 2017 году все было справедливо для развивающихся рынков. Но люди испугались, когда доход 10-летних казначейских бумаг пересек 3%», — цитирует слова управляющего UBS Asset Management Федерико Каунэ британская Financial Times.
Очередное повышение ставки ФРС США ожидается в июне. Согласно прогнозам аналитиков, ставка будет повышена на 25 базисных пунктов на следующем заседании — 12—13 июня, а до конца года — еще два раза. Риторика американского регулятора не оставляет в этом сомнений. «Если посмотреть на фьючерс на казначейские облигации США, то можно отметить, что большинство участников рынка ждут двукратного роста ставок, что однозначно произойдет в июне и сентябре. Кроме того, мы считаем, что сохраняется вероятность еще дополнительного повышения ставки в декабре до 2,5%», — говорит директор по инвестиционному консультированию УК «Система Капитал» Искандер Луцко.
По мнению начальника управления операций на фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, в декабре американский регулятор может снова повысить ставку на 0,25 п. п. «Это означает, что новые выпуски российским эмитентам придется размещать дороже на 0,5—0,7 процентного пункта», — отмечает он. С ним согласен и управляющий активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Валентин Журба, который указывает, что вероятность четвертого в этом году повышения ставки ФРС сейчас составляет около 51% против 33% всего два месяца назад.
ОФЗ грозит распродажа?
Начавшийся вывод капитала с развивающихся рынков уже отразился на фондовых индексах. С начала апреля индекс MSCI Emerging Markets потерял около 2,5%. MSCI Russia сейчас торгуется на уровне 610 пунктов после пика в феврале — 706 пунктов. Доходность индекса гособлигаций Мосбиржи (RGBITR) с начала апреля выросла с 7% до 7,21%.
«Судя по всему, зарубежные игроки постепенно выводят деньги с рынка, от чего и страдают в первую очередь «длинные» выпуски, в которых доля иностранцев достигала 70%. Бумаги с дюрацией до 5 лет больше зависят от динамики ключевой ставки Центробанка и сохраняют умеренный потенциал для роста», — говорится в обзоре, подготовленном аналитикам УК «Уралсиб».
По словам аналитика «Открытие Брокер» Андрея Кочеткова, к оттоку приводит рост доходностей американских долговых бумаг. «Естественно, что российский рынок ОФЗ не остается в стороне. Если пару лет назад разрыв в ставках ЦБ РФ и ФРС составлял 7—8%, то на сегодня он уменьшился до 5,5%. В доходностях долговых обязательств этот разрыв еще меньше», — отмечает он. Поэтому, добавляет аналитик, наш регулятор уже не так быстро снижает ключевую ставку. В этом году ожидается, что ее могут снизить еще на 0,25 п. п. И то при благоприятных для рубля и рынка обстоятельствах. Иначе, по словам Кочеткова, «можно создать ситуацию, когда отток капитала с российского долгового рынка приобретет обвальный характер». Напомним, что треть российского госдолга находится в руках иностранцев.
Бегство инвесторов оказывает влияние и на евробондовый рынок России. «Цена на еврооблигации России снижается с начала года на фоне роста ставок UST. В целом рост ставок на российский долг в долларах и соответствующие бумаги UST до момента новых санкций был одинаковый (спред доходности), новые санкции несколько увеличили спред доходности — на 50—60 базисных пунктов», — говорит портфельный управляющий УК «Райффайзен Капитал» Константин Артёмов.
Рост ставок в США и укрепление доллара создают предпосылки для дальнейших потерь. Об этом, в частности, заявляют эксперты Института международных финансов (IIF). Они называют происходящее «сдвигом парадигмы» среди инвесторов. «Перспективы притока капитала нерезидентов в развивающиеся рынки в этом году ухудшились. Рост доходности облигаций США и укрепление доллара вызвали «внезапную остановку» в потоках с середины апреля», — говорится в отчете IIF.
Однако большинство экспертов, опрошенных Банки.ру, пока далеки от пессимизма. Как отмечает Искандер Луцко, доходность десятилетних казначейских обязательств США сейчас поднялась до четырехлетних максимумов, а двухлетних — до уровней августа 2008 года. «В текущих условиях этого недостаточно для того, чтобы обрушить рынок ОФЗ. Для этого необходимо увидеть более существенный рост доходностей. Консенсус-прогноз на конец 2018 года предполагает, что доходность десятилетних UST будет 3,3%», — говорит он.
Рубль остается недооцененной валютой, особенно на фоне роста котировок нефти, и поэтому тотальной распродажи на рынке не случится, считает Константин Артёмов из УК «Райффайзен Капитал». По его словам, процентные ставки в России имеют достаточный потенциал для снижения (50—100 б. п.), что будет продолжать оказывать поддержку долговым бумагам.
В отношении перспектив российского рубля не все однозначно. «Рост ставки ФРС проходит в комфортных экономических условиях: цена на нефть на 50% дороже, чем это заложено в консервативные сценарии расчетов компаний и в бюджетный план. Кроме того, растут доходы экспортеров», — рассказывает Ващенко. По его оценкам, до конца II квартала курс доллара удержится в рамках 60—65 рублей.
Фактор нефти называют основным для поддержки рубля и в «Альпари». «В отличие от 1998 года, перед Россией не стоит остро проблема суверенного долга. И для рубля, и для бюджета есть очень мощный фактор поддержки — нефть. Цены на нефть находятся на очень комфортном уровне», — написал в своем обзоре аналитик инвесткомпании Александр Разуваев.
Однако некоторые финансисты предупреждают: если доллар уйдет выше 66 рублей, это может привести к значительному оттоку средств из российских активов и ударить по котировкам ОФЗ. «Более сильное давление на рубль (и на ОФЗ, соответственно) может прийти с другой стороны — укрепление доллара негативным образом отразится на сырьевых товарах, что окажет давление на рубль и, соответственно, вынудит инвесторов сокращать вложения в российские активы», — отмечает глава департамента управления активами General Invest Денис Горев.
Между долгом и риском
В ситуации, когда вложения в облигации становятся все менее доходными, инвестору очень сложно правильно выбрать верную тактику. С одной стороны, мало кто сомневается, что государство будет расплачиваться по своим обязательствам, и с этой точки зрения риски по ОФЗ вполне сопоставимы с рисками по вкладам. Напротив, с учетом постоянных отзывов лицензий банков и претензий АСВ к вкладчикам, выводившим средства из проблемных банков, инвестиции в облигации выглядят более предпочтительными. Тем более что доходности даже по самым ликвидным госбумагам все же выше среднего уровня ставок по вкладам. Например, облигация 26221 (погашение в 2033 году) сейчас торгуется с доходностью 7,58%. Сопоставимую доходность сейчас можно получить только в нескольких банках.
С другой стороны, с учетом укрепления позиции доллара риски облигаций развивающихся стран растут. Валентин Журба из УК «Ингосстрах-Инвестиции» считает, что держателям облигаций нужно смириться с неизбежностью получения сравнительно низкой доходности и постепенно сокращать дюрацию по портфелю. Однако он не исключает, что какие-то бумаги, возможно, придется держать до погашения. «Также можно использовать инструменты, привязанные к инфляции или рыночным ставкам», — советует Журба.
Аналогичной тактики рекомендует придерживается и Денис Горев: во-первых, лучше инвестировать в валютные инструменты, во-вторых, покупать бумаги надежных эмитентов, в-третьих, ориентироваться на бумаги с ближайшим сроком погашения. Даже притом, что их доходность уступает более длинным выпускам. «В периоды подобной турбулентности основной целью все же должно быть сохранение капитала», — поясняет управляющий.
Артёмов из УК «Райффайзен Капитал» предлагает три типа портфелей в зависимости от склонности инвестора к риску. Первый вариант — инвестировать 100% средств в госбумаги с дюрацией 6—8 лет. Второй — покупать короткие (с дюрацией 3—4 года) рублевые бонды надежных компаний. И самый сбалансированный вариант — вкладывать половину средств с ОФЗ со сроком 6—8 лет, а остальное в корпоративные облигации с более коротким сроком.
В компании «Открытие Брокер» предлагают подумать над тем, чтобы постепенно сокращать свои вложения в облигации в пользу более доходных инструментов. «На российском рынке много компаний, акции которых показывают достаточно высокую дивидендную доходность», — указывает Андрей Кочетков. В частности, он рекомендует обратить внимание на компании в секторе электроэнергетики, металлургии, а также в банковском секторе и нефтедобывающей отрасли». В этой связи можно, например, вспомнить недавние прогнозы ВТБ по росту прибыли и дивидендных выплат, а также заявленное изменение стратегии «Роснефти» на сокращение расходов для увеличения доходной части и дивидендных выплат», — напоминает аналитик.
Альберт КОШКАРОВ, Banki.ru