Когда взорвется долговая бомба ФРС?
В последние годы некоторые СМИ все чаще муссируют тему третьей мировой войны. У большинства людей это понятие ассоциируется, прежде всего, с ядерным конфликтом.
Однако ядерные бомбы – не единственное оружие в возможном глобальном противостоянии. Планируя ввести торговые тарифы, американское правительство, по сути, развязывает мировую экономическую войну. Ответные меры не заставят себя долго ждать: фискальная система США подвергнется деструктивным атакам со стороны Японии, Китая, России, членов ОПЕК и ЕС.
В результате «слива» американских долговых бумаг этими странами доллар утратит статус общемировой резервной валюты.
Безусловно, экономическая война, которая разворачивается между отдельными государствами – не более, чем «верхушка айсберга». Для мировой экономики куда более опасны враги, коварно действующие изнутри. Речь идет о центробанках.
Утверждение о том, что центробанки влияют на экономические условия, чтобы сохранить «курицу, несущую золотые яйца», является одним из наиболее распространенных заблуждений. На самом деле, все указывает на то, что финансовые кризисы – дело рук самих центробанков.
Тем, кто плохо разбирается в альтернативной экономике, часто приходит в голову вопрос: «Зачем руководству центробанков разрушать систему, которая приносит им прибыль?» Такая постановка вопроса говорит о неверной оценке ситуации в целом.
Существует миф, что любая экономическая система весьма статична. В реальности все обстоит иначе: определенные люди могут манипулировать гигантскими суммами по своему усмотрению, причем это происходит с головокружительной скоростью. Падение экономики одного или даже нескольких государств может никак не отразиться на благосостоянии того или иного банкира. По большому счету, какая-либо экономика не является «золотым гусем» или «дойной коровой» для центробанков и мировых банков. Вероятнее всего, они используют экономики различных стран в качестве хранилищ для своих средств.
Состояние, созданное банком буквально «из воздуха», помещается в одно или сразу в несколько подобных хранилищ. Средства циркулируют по этим хранилищам в течение какого-то времени, но, если понадобится, деньги очень быстро выводятся из системы. Для банка одно хранилище ничем не лучше другого, и в случае необходимости какое-то из них будет принесено в жертву безо всяких сожалений.
Как правило, национальные экономики разрушаются во имя достижения более глобальных целей. Финансовый кризис – очень удобный инструмент, который правящие элиты используют для того, чтобы сконцентрировать максимум власти в своих руках.
К примеру, в 1914-м году только что возникшая ФРС спровоцировала начало кризиса ликвидности. В итоге разразилась Первая мировая война, а банкам удалось значительно упрочить свое финансовое могущество.
Низкие процентные ставки на некоторые активы, созданные ФРС в 20-х годах прошлого века, привели к возникновению искусственного «пузыря». Впоследствии ставки резко подняли, «пузырь» лопнул — началась Великая депрессия, последствия которой усугубились серией экономических крахов, искусственно созданных в Азии и Европе. Эти события вызвали всплеск социального отчаяния, на волне которого к власти пришел Гитлер, развязавший
Вторую мировую войну. В результате этого кризиса тысячи небольших банков разорились, а их активы достались нескольким крупным банкам. Кстати, такие глобальные институты, как Всемирный банк, МВФ и ООН, были созданы сразу после окончания Второй мировой войны.
Очередной крах экономики всегда заканчивается тем, что рычаги власти и значительная часть собственности еще больше концентрируются в руках элиты. Неотъемлемой частью каждого кризиса является стремительный рост долговой зависимости.
Однако вернемся к нынешним реалиям. Кризис снова набирает обороты, а ФРС наряду с некоторыми другими центробанками лишь подливает масла в огонь. Рассмотрим более детально ситуацию с долгами, чтобы попытаться спрогнозировать, каким образом ФРС может воздействовать на нашу финансовую систему. Как же обстоят дела с американским долгом сейчас?
Бомба первая: долги потребителей
К концу прошлого года общий объем долгов американских домохозяйств достиг рекордной отметки — 13 триллионов долларов. Рост задолженности домохозяйств (кредиты для студентов, ипотека, кредиты на покупку автомобилей, долги по кредиткам и т.д.) отмечается уже пятый год подряд.
Эта статистика – лишнее подтверждение тому, что на сегодняшний день всерьез говорить о «восстановлении экономики» не приходится. Вместо создания и возрождения капитала экономика все больше погружается в пучину долгов, которые десять лет назад уже стали основной причиной глобального финансового кризиса. ФРС сдержала свое обещание, и выпуск новых денег не коснулся потребительской сферы.
Невзирая на то, что у потребителей не было таких привилегий, как у корпораций и банков, которые получали нулевую процентную ставку в процессе бэйлаута, рост ставок ФРС приводит к повышению ставок и для этого сектора. Это отражается на многих видах активов, в частности, на автокредитах и ипотечных займах.
Следует понимать, что повышение регулятором процентных ставок неизбежно оказывает дополнительное давление на все остальные сферы экономики. Получается, центробанк может произвольно управлять темпами инфляции, а среднестатистический потребитель, с учетом рекордного уровня его долгов, превращается в заложника ситуации.
Бомба вторая: долги корпораций
Пожалуй, этот сектор задолженности является самым малоизученным. Экономисты сравнительно недавно осознали тот факт, что рост процентных ставок и корпоративные долги со временем могут привести к коллапсу фондового рынка.
По данным таких источников, как S&P Global Ratings, на сегодняшний день более трети из 13 тысяч корпораций, по которым проводились исследования, имеют критический уровень задолженности. Ситуация с долгами сейчас еще хуже, чем это было в 2007-м, когда банкротство Lehman Brothers послужило началом кредитного кризиса.
Долговые обязательства – далеко не единственный повод для беспокойства. Пользуясь низкими процентными ставками, корпорации берут в долг астрономические суммы лишь для того, чтобы покупать собственные акции. Выкупая акции у физических лиц, компании существенно сокращают их реальное количество на рынке, что дает им возможность манипулирования. Цена каждой акции искусственно повышается, и Dow остается в зеленом.
Самый продолжительный период «бычьего» рынка, который наблюдается сегодня – во многом результат выкупа акций. Сейчас многие СМИ уже открыто высказывают сомнения в том, что положение на рынке соответствует действительности. Корпорации могут выкупать акции лишь при дешевой задолженности, но если ФРС продолжит повышать ставки, такая возможность исчезнет. Последствия для фондовых рынков будут катастрофическими.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: понимают ли руководители ФРС, к чему приведут их действия? Джером Пауэлл, ныне возглавляющий ФРС, еще в 2012-м говорил о том, что рынки негативно отреагируют на сокращение регулятором своего баланса. Легкая прибыль быстро станет наркотиком для рынков акций, и при повышении процентных ставок им придется слезать с этой «иглы».
Получается, Пауэллу давно было известно, что последует за повышением ставок, однако это нисколько не мешает ему поднимать их и дальше. Кроме того, баланс ФРС сокращается более быстрыми темпами, чем декларировалось ранее. Для любого здравомыслящего человека очевидно, что действия ФРС по снижению американской экономики являются абсолютно осознанными.
Бомба третья: национальные долги
Вероятнее всего, эта бомба взорвется чуть позже двух предыдущих. Однако на фоне того, что глобальная торговая война кажется многим аналитикам неизбежной, слив акций наиболее крупными держателями treasuries США – просто вопрос времени.
Сумма государственного долга продолжает увеличиваться при содействии администрации Трампа, которая недавно выдвинула «инфраструктурный план» на 1,5 триллиона долларов. С учетом этого можно предположить, что в ближайшее время объем национального долга вряд ли существенно вырастет, поэтому возникнет необходимость в иностранных инвестициях.
Не стоит забывать, что самым крупным покупателем американского госдолга была именно ФРС. Сейчас регулятор прекращает стимулировать национальную экономику, что позволяет ему быстро сократить свой баланс. На сегодняшний день единственные покупатели – иностранные инвесторы и ЦБ. Если крупные держатели начнут сливать казначейские облигации, ФРС, вероятнее всего, не станет вмешиваться. Либо вмешательство последует слишком поздно, когда кризис уже разыграется не на шутку.
Источник — Alfa Quant, www.alfa-quant.ru