Риски бюджета: внутренний долг РФ вырос до рекорда
Внутренний долг России, привлеченный через гособлигации, вырос на 1,1 трлн руб. за 2017 г. и достиг рекордной отметки 7,2 трлн руб. Минфин продолжает наращивать внутренние заимствования, которые могут стать непосильным бременем для бюджета через несколько лет.
Чистое привлечение в 2017 г.с учетом погашения бумаг на 632,951 млрд руб. составило 1,1 трлн руб., сообщается на сайте Минфина.
Большая часть госдолга в госбумагах в 2018 г. в размере 59,1% приходится на облигации федерального займа (ОФЗ) с «постоянным» (фиксированным) доходом. Доля госбумаг в размере 24,1% — это ОФЗ с переменным купонным доходом.
Чистые внутренние заимствования РФ в 2019 г. вырастут до 1,1% ВВП с 0,6% ВВП в 2016 г. и станут максимальными за всю историю современной России, подчеркивается в «Основных направления долговой политики Минфина на 2017-2019 гг.».
«Объемы чистых внешних заимствований, выраженных в ценных бумагах, примут отрицательные значения: минус 21,2 млрд руб. в 2017 г., минус 60,1 и минус 13,2 млрд руб. в 2018 и 2019 гг. соответственно. Что касается валовых внутренних заимствований, то они, напротив, возрастут с 1,2% ВВП в 2016 г. до 1,7% в 2019 г. В этот год чистые внутренние заимствования достигнут 1,1% ВВП (0,6% ВВП в 2016 г.). Данные значения станут максимальными за всю историю современной России», — отмечается в документе.
Минфин признает, что «новой реальностью для России станет типичная для суверенных заемщиков ситуация финансирования бюджетного дефицита преимущественно за счет заемных источников, а не накопленных резервов, при относительно малоблагоприятной рыночной конъюнктуре».
Рост внутренних заимствований – риск для России
Во-первых, доля иностранных инвесторов в ОФЗ (по номинальной стоимости облигаций) остается высокой — 2,2 трлн руб., или 32% рынка.
Минфин и ЦБ заявляют о высокой устойчивости рынка российских гособлигаций к санкциям.
Но до сих пор неясно, как отразятся новые санкции на рынок внутреннего госдолга. Часть игроков и экономистов ожидают, что ужесточение давления США на РФ в феврале не коснется уже приобретенных ОФЗ.
Во-вторых, это показатель роста «скрытого» дефицита бюджета и отложенной инфляции, ведь поступления от размещения ОФЗ идут на финансирование дефицита бюджета и поступления по этой статье уже бьют рекорды.
Напомним, в начале января 2018 г. Минфин объявил план размещений на текущий квартал. В I квартале 2018 г. ведомство планирует разместить на аукционах облигации на общую сумму 450 млрд руб. Это рекорд, и показатель на 50 млрд руб. больше, чем в I квартале 2017 г.
Правда, бюджету помогают и цены на нефть. Но никто не берется предугадать, что будет в 2019 г., если не будет продлено соглашение ОПЕК+ по сокращению добычи.
В бюджете на 2018 г. утвержден дефицит в 1,3%, а Минфин даже допускает профицит до 2% при текущих ценах на нефть около $70.
Основная нагрузка на бюджет придется с 2019 г., когда Минфину придется выплачивать инвесторам по 600-700 млрд в год и выше при погашении ОФЗ.
Минфину пока удается привлекать покупателей: на смену нерезидентам приходят российские банки и инвестфонды. Но интерес к гособлигациям падает: ЦБ снизил в декабре ключевую ставку до 7,75% и заявил о планах продолжить ее снижение.
Растущая экономика нуждается в недорогих заимствованиях, но замедление роста и увеличение расходов на обслуживание долга в 2019 г. могут стать непосильным бременем для РФ.
ЦБ ожидает, что рост ВВП замедлится в 2019 г. до 1-1,5% после роста на 1,5-2% в 2018 г. В 2020 г., как ожидается, рост ускорится до 2%, заявила ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Пока прогнозировать рост ВВП до 2022 г. никто не берется: в МВФ и другие международные институты не ожидают роста ВВП РФ выше 2% без реформ в ближайшие годы.
По данным Минфина, на этот период приходятся пиковые выплаты по ОФЗ и символический рост в 2% или ниже, станет тяжелым испытанием для бюджета и экономики РФ.
Деньги вылетают в трубу
С каждым годом бюджет растет, но эффективность его расходов низкая.
Счетная палата (СП) в 2017 г. выявила более 6,5 тыс. нарушений в расходовании бюджетных средств на 1,9 трлн руб. против 3,9 тыс. нарушений на 965 млн руб. в 2016 г.
В 2017 г. СП вернула в бюджет 18,8 млрд руб. против 8,8 млрд руб. в 2016 г. При этом по большинству выявленных нарушений возврат средств в бюджет невозможен.
На основании постановлений судов к административной ответственности привлечено 119 должностных лиц и 11 юридических лиц, которым назначены административные наказания в виде административных штрафов на общую сумму 23,4 млн руб.
По материалам СП, органы предварительного следствия возбудили 20 уголовных дел, 16 материалов приобщены к иным материалам расследования, по 84 материалам проведение процессуальных проверок не завершено.
«Причины нарушений, как и в предыдущем году, в основном связаны с несовершенством нормативных правовых актов, регулирующих использование бюджетных средств, а также с недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций, распоряжающихся бюджетными средствами», — отмечает глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
Наиболее часто встречающиеся виды нарушений приходятся на нарушения при осуществлении государственных закупок (2,3 тыс. нарушений на 118,7 млрд руб.), нарушения при формировании и исполнении бюджетов (почти 2 тыс. нарушений на 599 млрд руб.), нарушения при ведении бухгалтерского учета, составления бюджетной отчетности (586 нарушений на 813,5 млрд руб.).
Источник — Вести.Экономика