Хакасия и Костромская область — дефолт
Властям двух субъектов РФ будет запрещено самостоятельно принимать решения по расходованию средств региональных бюджетов из-за большого объема накопленных долгов.
Республика Хакасия и Костромская область будут переведены на казначейское сопровождение и смогут тратить деньги только под контролем Федерального казначейства, заявил в интервью ТАСС глава ведомства Роман Артюхин.
По его словам, долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну.
«Новый бюджетный кредит для покрытия этих долгов будет представлен только при условии перевода этих регионов на полное кассовое обслуживание в Казначейство с открытием лицевых счетов и санкционированием расходов — зарплата, коммунальные расходы, социальные выплаты в той очередности, в которой они возникают», — заявил Артюхин.
Он добавил, что ранее подобный механизм никогда не применялся к бюджетам регионов. Теперь же он призван не допустить того, чтобы субъекты принимали на себя финансовые обязательства «сверх суммы лимитов, установленных законом о бюджете».
По данным Минфина, на начало 2018 госдолг российских регионов достиг 2,535 трлн рублей. У семи регионов суммарный долг больше, чем годовые доходы бюджета, у 16 регионов — подбирается к этой отметке (более 85%), у 31 — превышает 50-процентный порог.
При этом у трех регионов ежегодная сумма платежей по долгу, включая оплату процентов и погашения, «съедает» больше половины всех поступлений в казну. У 28 субъектов обслуживание долгов отнимает от 20% до 50% доходов.
Согласно методологии международного рейтингового агентства S&P, критический порог для этого показателя — 30%: исходя из международной статистики, «такой уровень расходов на обслуживание и погашение долга свидетельствует об очень высокой вероятности дефолта».
За 2015-16 гг госдолг российских регионов вырос на 13% — деньги поступали главным образом из федерального бюджета в виде кредитов под льготную процентную ставку (0,1% годовых). Их доля в общей региональной задолженности достигла 42%.
Но с 2018 года механизм, в рамках которого субъекты получили из Москвы подпитку на 1,2 триллиона рублей, будет свернут полностью, и это станет серьезным ударом, предупреждает главный научный сотрудник лаборатории исследований демографии, миграции и рынка труда ИНСАП РАНХиГС Наталья Зубаревич: придется переходить на займы у банков и выпуск облигаций, что существенно дороже.
Госбанки согласны кредитовать регионы под ставку на 1 процентный пункт выше ключевой — соответствующая договоренность с ними достигнута, сообщал в конце сентября глава Минфина Антон Силуанов. С учетом текущей ставки ЦБ (7,75% годовых) кредиты для региональных властей подорожают почти в 80 раз.
Хотя бюджетная ситуация в целом выравнивается на фоне признаков роста экономики, в 36 субъектах расходы по-прежнему превышают доходы, отмечает Зубаревич. «Остропроблемные», по ее словам, это Мордовия и Кабардино-Балкария, где «дыра» в бюджете достигает 23-24% доходов, Магаданская область, Еврейской АО, Севастополь, где не хватает 15%, а также Хакасия и Якутия с 10-12%.
При этом в 65 регионах из 85 продолжается падение реальных доходов населения, в каждом втором — по-прежнему сокращается розничная торговля. Даже снижение выдачи новых бюджетных кредитов (не говоря уже об их полной отмене) создает серьезные риски, отмечает Зубаревич.
Губернатор Пермского края объясняет несправедливость системы поддержки регионов