Как выглядит агитация под видом информирования на телевидении
Агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования, то есть с 17 февраля. До этой даты СМИ могут заниматься исключительно информированием избирателей. При этом, согласно закону, в информационных телепрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, политическими партиями, группами избирателей. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату или не должна осуществляться дискриминация (умаление прав) какого-либо кандидата, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности (п. 5 ст. 46 ФЗ № 19-ФЗ).
Движение «Голос» в связи с массовым нарушением телеканалами п. 2 ст. 50 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — ФЗ № 19-ФЗ) при освещении избирательной кампании движение «Голос» вынуждено было 16 января сделать заявление.
Для наглядности разобрали один из сюжетов о ходе избирательной кампании в итоговой программе на Первом канале в воскресенье 1 января 2018 года, который появился на «Карте нарушений».
Предваряет сюжет тенденциозный комментарий ведущего программы Валерия Фадеева, по совместительству занимающего должность Секретаря Общественной палаты России: «Набирает ход кампания по выборам Президента России. Самовыдвиженцы и кандидаты от непарламентских партий собирают подписи в свою поддержку. Штаб Владимира Путина собрал уже более 500 тыс. подписей. Есть и первый скандал. Павел Грудинин, бизнесмен-садовод, выдвинутый коммунистами, в документах, которые он подал в ЦИК в конце декабря, не указал свои накопления за рубежом. Так и написал: «Денег и ценностей в иностранных банках не имею». Оказалось — имеет. Ну бывает, забыл человек. Правда, накоплений — денег, акций — оказалось много, разные оценки: сотни миллионов рублей или даже миллиарды. Грудинин подал новую декларацию, Центризбирком пошел ему навстречу и принял решение о регистрации его как кандидата. А вот что подумают избиратели о коммунистическом кандидате, забывающем о таких накоплениях, что им даже не снились, покажут выборы».
Сюжет идет 13 минут, из которых пять минут, в позитивном ключе с энергичной мажорной музыкой на заднем плане и бодрым видеорядом, рассказывается о ходе кампании Владимира Путина и формируется положительный образ кандидата в глазах телезрителей. Приводится информация о достижениях сопредседателей штаба Владимира Путина и его инициативах, приводятся комментарии от двух сопредседателей. Подробно рассказывается о процессе сбора подписей, стоящих очередях и приводятся агитационные комментарии пяти избирателей. О работе штаба также дают комментарии два волонтера.
При этом всего в сюжете упоминаются девять кандидатов, но по времени упоминания они находятся в неравных условиях. Распределение времени выглядит примерно так: Копенкина — 13 сек. (нейтрально), Михайлов — 5 сек. (нейтрально), Путин — 5 мин. (восторженно), Титов — 19 сек. (насмешка), Собчак — 23 сек. (нейтрально), Сурайкин — 13 сек. (насмешка), Явлинский — 45 сек. (негативно), Грудинин — 1,53 мин. (крайне негативно), Жириновский — 32 сек. (нейтрально и с критикой Грудинина). Остальные 10 кандидатов на должность президента России остались не упомянуты в сюжете.
Владимира Михайлова в сюжете вскользь упомянули как подводка ко второму самовыдвиженцу Владимиру Путину и показали несколько секунд видеоряд с ним. Очень кратко в сюжете приводится видеообращение Марины Копенкиной, которая говорит, что они успевают сдать документы в ЦИК. О Борисе Титове говорится, что в Екатеринбурге Партия Роста для сбора подписей арендовала место в кафе и за время съемки пришли расписаться лишь двое. О Максиме Сурайкине мимолетом говорится, что количество собранных подписей не известно и что лозунг кампании «стране нужен сталинский президент коммунист». Приводится часть видеообращения Ксении Собчак, где она говорит о возможности ставить подписи в поддержку нескольких кандидатов.
Кроме неравных условий по выделенному времени бросается в глаза стиль изложения информации о кандидатах и контраст в тематическом наполнении сюжетов. Тревожная музыка в минорной тональности сопровождает части сюжета, посвященные кампаниям Григория Явлинского и Павла Грудинина. Происходит конструирование непривлекательного образа Явлинского. Закадровый голос говорит: «Пока мультипликационный Григорий Явлинский, придуманный его штабом, и он сам в интернете объясняет своим сторонникам свою жизненную позицию…», при этом на экране для демонстрации видеоряда выбран Явлинский со следующими титрами: «Люди, которые мнят себя образованными, часто повторяют такую фразу: «Ну разве с этим народом можно что-то сделать?»». Далее идет отчет пресс-секретаря партии о количестве собранных подписей, а закадровый голос напоминает телезрителям, что на прошлых выборах Явлинский был снят с выборов как раз по итогам проверки подписей.
Основной негатив сюжета сосредоточен на кандидате от КПРФ Павле Грудинине, в отношении которого используется слово «оскандалился», относительно счетов в иностранном банке и владения им ценными бумагами. Несмотря на то, что формально он не нарушил закон, вовремя сдав необходимые документы в ЦИК России, в сюжете ситуация преподносится как нечто противозаконное. Дается слово с критикой Грудинина другому кандидату в президенты, Владимиру Жириновскому, а также Валерию Венцалю, Председателю Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области. Дается сообщение Грудинина, с кратким объяснением ситуации. Затем закадровый голос говорит: «Пресс-секретарь КПРФ накануне попытался закрыть эту щекотливую тему, заявив, что да, 37 млн. руб. Грудинин хранил в Европе для лечения родственников, но до декабря 2017. Вероятно родственники, дай бог им здоровья, вылечились».
Информация авторами сюжета представлена в виде многочисленных оценочных суждений и комментариев, что избирательным законодательством для информационных передач в период выборов запрещено.
При этом в сюжете несколько раз без ретуши демонстрируются персональные данные избирателей: подписные листы с ФИО, адресами и паспортными данными избирателей, показывается развернутый паспорт.
Стоит отметить, что предвыборной агитацией признается выражение предпочтения кандидату, описание возможных последствий его избрания или неизбрания, распространение информации с явным преобладанием сведений о кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями.
Судите сами:
Источник — Голос