Торговая война США и Китая ударит по экономике мира
Торговый дефицит США в ненефтяном секторе с Китаем и Мексикой, двумя крупнейшими торговыми партнерами, достиг самого высокого уровня за 12 месяцев в декабре. Это создает довольно неловкую ситуацию для администрации Трампа, которая неоднократно обещала защитить индустрию США за счет повышения торговых барьеров.
Однако растущий дефицит, подкрепленный падением доллара США, может усилить принятие политических мер администрацией Трампа в отношении торговой повестки дня. Как отмечает Wall Street Journal, Белый дом готовит комбинацию тарифов и квот, чтобы противостоять растущей экономической угрозе со стороны Китая. Хотя эта конфронтация может оказаться потенциально разрушительной для мировой системы свободной торговли, что потенциально может привести к краху ВТО.
Эндрю Браун из WSJ отмечает, что в последний раз США втянулись в торговую войну еще при Рейгане. И противником был ближайший союзник США — Япония. В то время экономика Японии была намного меньше, чем экономика США. Сегодня китайская экономика по некоторым меркам обогнала США. И подобный торговый разрыв между США и Китаем может иметь далекоидущие последствия.
Если начнется торговая война, она будет сильно отличаться от торговых войн в 1980-х гг. На этот раз силы распределены более-менее равномерно. У США никогда не было стычек с таким соперником, как Китай, с точки зрения размера экономики, возможностей экономики и глобальных амбиций.
Япония оставалась союзником США, Китай становится соперником США. Это создает угрозу того, что начнется борьба по принципу «око за око», особенно потому, что поддержка Пекина падает в политическом спектре США и бизнес-сообществе США, традиционно являющемся сильным сторонником торговли в Китае.
Антиторговая риторика была одобрена обеими сторонами после утверждения президентом США Трампом стратегии «Америка прежде всего» и сценария Си Цзиньпина «Китайская мечта».
«В этой битве каждая из сторон испытывает преувеличенное чувство собственной важности. Торговая война проходит на фоне идеологического фанатизма и абсолютно противоречивых оценок того, у кого больший объем левериджа», — отметил Скотт Кеннеди, эксперт из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
По данным WSJ, глобальные рынки не готовы к полномасштабной китайско-американской торговой войне. Ранее в этом месяце Eurasia Group назвала протекционизм одним из крупнейших геополитических рисков 2018 г. Одна из причин, по мнению Eurasia Group, является то, что у развитых экономик более широкий набор мер, направленных в защиту торговли, включая субсидии и bail-out.
Правительства не просто пытаются сохранить сравнительные преимущества в традиционных секторах, таких как сельское хозяйство, металлообрабатывающая отрасль, химическая отрасль и техника, защитив их от потери рабочих мест. Они также вмешиваются в различные инновационные отрасли, поскольку защита интеллектуальной собственности становится приоритетом.
Но вместо традиционных мер, таких как импортные тарифы и квоты, инструменты выбора включают и такие меры, как bail-out и требования приобретать внутри страны, чтобы укрепить местные компании и отрасли. Эти меры необязательно нарушат обязательства ВТО; они будут полагаться на коллективную неспособность укреплять существующие правила глобальной торговли.
WSJ отмечает, что в один прекрасный день последствия торговой войны начнут ощущаться далеко за пределами стран, принимающих участие в войне. Друзья и союзники США в сфере азиатских цепочек поставок испытают на себе ущерб от этого.
Китай по-прежнему остается конечной точкой сбора высокотехнологичных компонентов из Японии, Южной Кореи и Тайваня. Перемещение сложных глобальных цепочек поставок было бы очень проблематичным для предприятий разных отраслей.
Более того, если все обострится, торговая война может уничтожить всю мировую торговую архитектуру. Это может быть целью Трампа. Многие в его администрации полагают, что самая большая ошибка, которую когда-либо делали США, — это ввести Китай во ВТО в 2001 г.
В прошлом Трамп предположил, что китайская помощь в Северной Корее может препятствовать торговым действиям США. В ходе телефонного разговора с президентом США во вторник Си предложил, чтобы вопросы торговли были решены путем «укрепления сотрудничества».
Трамп в свою очередь выразил разочарование тем, что дефицит торгового баланса США с Китаем продолжает расти, и дал понять, что «ситуация неустойчива».
Однако высокопоставленные китайские чиновники считают, что Пекин обладает многими тактическими преимуществами, некоторые из которых относятся к вопросам менталитета: китайский народ более подготовлен к тому, чтобы справляться с экономическими трудностями.
Необходимость противостоять американским издевательствам сплотит население Китая вокруг Компартии, в то время как в США мнения среди избирателей могут разделиться на «за» и «против» торговых действий.
Американские гиганты производства, такие как Boeing и General Motors, вероятно, закатят истерику и откажутся поддерживать Трампа и его повестку дня. Обе компании считают экономику Китая, которая довольно открыта по сравнению с Японией в 1980-х гг., важнейшим фактором роста рынка.
Если США захотят начать торговую войну, у Китая есть подробный план, для того чтобы дать отпор, и достаточно гибкости, чтобы претворить его в жизнь. Например, китайское правительство откажется от Boeing в пользу European Airbus. Еще один вариант — диверсификация поставок сои.
Браун отмечает, что США должны рассчитывать на то, что Китай выступит с очень целенаправленными ответными действиями, которые приведут к максимальным потерям в работе США.
Многие эксперты по торговле в США заявляют довольно откровенно: они считают, что Китай победит в торговой войне с США и что экономика США понесет потери.
Николас Ларди, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, считает, что «политические потери для администрации Трампа, полученные от реализации протекционистских мер, перевесят расходы от мер, направленных на борьбу с режимом Си».
Дерек Сайсерс, торговый эксперт Американского института предпринимательства, утверждает, что основным преимуществом для США является то, что Китай гораздо больше зависит от торговли для поддержания своего финансового здоровья: «Более короткий, менее масштабный торговый конфликт будет играть в пользу Китаю благодаря его сравнительно более высокой гибкости».
В 1980-е гг. Японии пришлось отступить, согласившись на добровольные экспортные ограничения и переместив значительную часть своей базы автопроизводства в США для создания рабочих мест и снижения напряженности. Точно так же Китай сложно будет запугать.
Тем не менее у Китая есть и другие рычаги влияния: слухи о том, что Китай сбрасывает трежерис, показывают, что НБК может захотеть использовать свой баланс против США.
И поскольку центробанки в Европе склоняются к юаню, США могут стать все более уязвимыми перед повышением процентных ставок, поскольку их доля в мировых резервах падает.
Источник — Вести.Экономика