Экологический кризис: мусор из Москвы РЖД отвезет в регионы
РЖД решили выйти на рынок перевозки мусора, который компания будет доставлять из Москвы в другие регионы в специальных вагонах. Уже выбраны 25 площадок для размещения сортировочных комплексов
Минприроды обсуждает с РЖД проект организации вывоза мусора из Москвы в регионы. «Как оперативную меру совместно с РЖД мы прорабатываем вопрос о возможности вывоза отходов в другие регионы страны. Коллеги уже подтвердили готовность осуществления перевозок», — заявил в интервью РБК глава Минприроды России Сергей Донской.
О разработке проекта знает председатель комитета по экологии Общественной палаты Альбина Дударева. По ее словам, этот вопрос начал обсуждаться еще в 2014 году, модель для городов-миллионников разрабатывал Федеральный центр проектного финансирования ВЭБа. «Идея в том, чтобы создать места размещения отходов вдали от населенных пунктов. Сейчас проблема особенно остро стоит в Московской области, где закрываются полигоны. Если получится выработать систему в столичном регионе, можно будет перенести опыт на всю страну», — рассказала она РБК.
Единым оператором проекта организации перевозки мусора железнодорожным транспортом стала компания «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» (ОЦВ). Она разрабатывает технико-экономическое обоснование комплексной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) железнодорожным транспортом на удаленные региональные полигоны, говорится в письме старшего вице-президента РЖД Сергея Кобзева на имя главы компании Олега Белозерова, датированном 19 ноября 2017 года (у РБК есть копия письма). В этом письме Кобзев информирует об исполнении поручения Белозерова от 21 июля.
Из письма следует, что Кобзев провел совещание с представителями ОЦВ и структурных подразделений РЖД, на котором были проработаны вопросы существующих способов погрузки-выгрузки и перевозки ТКО, рассмотрены возможные площадки станций московской железной дороги для размещения мусороперегрузочных комплексов, определены требования, предъявляемые к местам временного накопления отходов, потенциальная клиентская база и перспективные объемы мусора, которые могут быть привечены к перевозке железнодорожным транспортом.
Представитель РЖД подтвердил РБК, что совместно с Минприроды, властями регионов и компаниями — операторами по сбору и утилизации отходов РЖД ведут проработку проекта по вывозу мусора из крупных городов на полигоны в отдаленных регионах страны по железной дороге. По его словам, потенциальный объем вывоза отходов составляет до 3 млн т из Москвы и до 2 млн т из Санкт-Петербурга. Рассматривается вариант перевозки отходов в опломбированных герметичных универсальных контейнерах. Окончательные условия транспортировки станут известны после определения конкретных точек погрузки и захоронения отходов, добавил он.
В ОЦВ пока не ответили на запрос РБК.
Инициатива РЖД обсуждалась на встрече с московскими операторами по вывозу мусора, сказал РБК представитель одного из операторов на условиях анонимности. По его словам, на презентации проекта представители РЖД пытались обосновать преимущества вывоза ТКО по железной дороге по сравнению с автоперевозками: большие объемы, точный график, экологичность, сопоставимые затраты. У РБК есть копия этой презентации, но размер затрат в ней не указывается.
Собеседник РБК сказал, что на узловых грузовых станциях будут размещены мусоросортировочные комплексы, куда отходы будут свозиться с разных районов города, прессоваться и в вагонах вывозиться в другие регионы, в основном Центрального федерального округа. Уже отобрано 25 таких площадок, рассказал он, отметив, что «энтузиазма у мусоровывозящих компаний инициатива не вызвала». «По замыслу РЖД операторы должны за свой счет построить всю инфраструктуру на этих площадках, при этом платить за перевозку отходов больше, да еще потерять в маневренности», — поясняет он.
20% мусора из Москвы
По данным министерства экологии Московской области, из 55–60 млн т всех твердых бытовых отходов (в их число входят ТКО), образующихся в России за год, пятая часть (11,7 млн т) приходится на столичный регион (3,8 млн т — Московская область, 7,9 млн т — Москва). При этом за МКАД из Москвы вывозится 6,6 млн т бытовых отходов. Таким образом, в Подмосковье оседает более 10 млн т мусора.
С 2013 года в Московской области закрыты 24 из 39 мусорных полигонов, в том числе четыре — в 2017 году после жалобы жителей Балашихи президенту Владимиру Путину в ходе прямой линии в июне 2017 года. Это спровоцировало коллапс в некоторых районах Подмосковья. Лишившись возможности пользоваться услугами свалок, мусоровозы скидывали отходы в канавы и леса или не вывозили мусор из населенных пунктов. В 2018 году в Московской области должны быть закрыты еще четыре полигона.
Сейчас 85% московского мусора захоранивается на полигонах, 14,5% вывозится на два работающих мусоросжигательных завода, оставшиеся 0,5% выделяются при сортировке и как вторичное сырье используется при дальнейшей переработке, рассказал РБК вице-президент Федеральной палаты энергоэффективности и энергобезопасности Юрий Тихоненко.
После того как подмосковные чиновники решили закрыть большинство свалок, Москва была вынуждена искать места для захоронения мусора. По словам представителя департамента ЖКХ Москвы, московские компании — операторы по вывозу мусора просили у властей Подмосковья землю под полигоны, но им не дали ни одного участка. «В Московской области не дали ни одного участка, наши операторы ищут участки в других регионах и делают это успешно», — говорил чиновник на заседании комиссии по экологии Общественной палаты России.
Юрий Завьялов, РБК
Москва-вонючка поделится с Россией мусором: власти собираются отправить отходы в регионы
Похоже, власти намерены решить мусорные проблемы Московского региона довольно нетривиальным образом. На этой неделе появилась новость: Минприроды обсуждает с РЖД проект организации вывоза мусора из Москвы в регионы. В столице так и не решили, что с ним делать, (против свалок и мусоросжигательных заводов жители протестуют), а в регионах, по логике чиновников, московскому мусору будут только рады!
Продолжается эпопея и с вонью в Москве. Напомним, что жалобы на неприятный запах в городе начали поступать в декабре 2017. Как выяснилось, его источником является закрытый летом мусорный полигон «Кучино» в подмосковной Балашихе, где стали проводить рекультивационные работы.
Видимо, с этим запахом москвичам предстоит жить и дальше. Как сообщили в МЧС, с началом 2018 года количество жалоб не уменьшилось: только с 8 января по сегодняшний день поступило около 100 обращений. Чтобы замаскировать вонь, подрядчики даже пытались распылять на территории полигона цитрусовые «духи». Не помогает…
На этом фоне власти решили вспомнить о раздельном, как в Европе, сборе мусора. Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской заявил, что вопрос изучается. Прошла информация, что министр даже пригрозил заваривать мусоропроводы в многоэтажках — дабы стимулировать население к раздельному сбору отходов.
— По-моему, инициатива с вывозом мусора в регионы — это полный бред, и с экономической, и с экологической точки зрения, — говорит Андрей Пешков, директор Всероссийского института природы, заслуженный эколог РФ. — Можно только поздравить несчастных жителей этих регионов. Какие же там замечательные руководители, который решили, что могут так подзаработать — за счет качества жизни и здоровья своего населения! А москвичей можно поздравить с тем, что такой способ удаления отходов из московской агломерации должен многократно поднять стоимость тарифа на вывоз мусора. Придется платить все больше и больше.
— А что вы скажите по поводу свалки в Кучино? Почему вонь в Москве не прекращается?
— Причина в том, что горе-экологи набурили там дырок — не проведя исследований, не получив заключение экспертизы, — и газ рванул в атмосферу. В результате вонь распространилась вплоть до центра Москвы. Этот свалочный газ, содержащий неопределенное количество ядовитых веществ, стали сжигать, причем без всякой очистки. А продукты горения, хоть и не так пахнут, очень токсичны. Вот такое экспериментальное решение, от которого все профессионалы в ужасе. Мне местные жители переслали мне съемку — свалка по-прежнему горит.
— И сколько же нам еще нюхать эту вонь?
— Никто этого не знает. Логики, в том, что там делается, я не вижу. Хотя денег выделено по поручению президента с избытком.
— А как во всем мире проводят рекультивацию свалок?
— Сначала изучают, какой состав свалочного газа, какие нужны устройства для его очистки. Затем свалка многослойно перекрывается непроницаемой пленкой. Под ней устанавливаются патрубки, которые откачивают этот газ в специальные станции переработки. Там же стоят генераторы, вырабатывающие энергию.
В Испании, где я был, живущие даже достаточно далеко от такой свалки, получают льготы — электроэнергию с большой скидкой. А на пленке, закрывающей свалку, был устроен плодородный слой и посажены кустарники, деревья и проложены дорожки для прогулок. Получился парк. И запаха нет вообще.
— Чиновники докладывают, что с 2013 года в Московской области было закрыто 24 из 39 мусорных полигона. Значит, все не так плохо?
— Это статистика, которая висит на сайтах. Практика же показывает: если и закрыли какое-то количество свалок, не стоит думать, что туда перестали возить мусор. Местные власти в интересном взаимодействии с операторами свалок и с транспортными компаниями продолжают это делать. Даже если свалку запечатывают — то, как, например, в случае с Кулаковской свалкой — постоянно идут потуги: а давайте мы снова — по-новому, по-другому? Активность продолжается. Так что 24 закрытых — это отчет перед руководством. На самом деле ситуация со свалками в московском регионе — катастрофическая.
Решение вопроса — не захоронение и не мусоросжигание. Мусор должен сортироваться с извлечением утильных фракций — это ценное сырье, из них должна производиться вторичная продукция. Весь мир идет по этому пути — альтернативы нет. А нас убеждают, что устаревшие технологии мусоросжигания перспективны. Это не так.
— А как вы относитесь к инициативе по раздельному сбору мусора?
— Это не панацея. Хотя у нас уже есть такой опыт: в Мытищах, например -отличный действующий пример того, как все это должно происходить. Но проблема в том, что у нас нет автоматизированной сортировки, поэтому часто раздельный сбор заканчивается так: люди сложили макулатуру в один контейнер, стекло в другой, пластик в третий, а затем приехала машина, загрузила все три контейнера, смешала все и увезла на свалку. И зачем собирали?
Если сделать автоматическую сортировку, все мусоровозы будут ее проходить, и там фракции станут отсортировываться. Вместо того, чтобы строить мусоросжигательные заводы по невменяемым ценам и совершенно неприемлемым технологиям, может, эти деньги имеет смысл направить именно на строительство современных автоматизированных сортировок? Это сразу даст эффект.
— А что происходит после сортировки? Не все понимают…
— Остаются стекло, макулатура, пластик — все это сырье, оно идет в дело. Металл — черный, цветной — тоже очень хорошо продается. Остаются органические отходы: шелуха от картошки, арбузные корки и т. д. Но органика как нефть: при наличии современных технологий из нее можно извлекать и тепло, и электроэнергию. И не атмосферным сжиганием, а перолизом, газификацией.
Вообще, природа создавала все процессы так, что отходов не должно образовываться. Это наше неправильное использование природных ресурсов приводит к тому, что мы зарастаем мусором.
Ирина Никольская, Свободная Пресса
Как жители Подмосковья протестуют против мусорных полигонов.
Акции протеста прошли в Волоколамске, Клину, Балашихе, Троицке, Коломне, Сергиевом Посаде и Наро-Фоминске.