Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Мировые валютные войны

На мировом рынке начались валютные войны. Но Россия в них не участвует — ей нечем конкурировать…

Валютные войны снова возвращаются и угрожают мировой финансовой системе, заявил директор Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. В качестве примера он привел Китай, который продолжает сдерживать рост юаня, несмотря на ожесточенные протесты со стороны США.

Дело в том, что правительства стран мира стараются снизить стоимость своих национальных валют, чтобы повысить конкурентоспособность экономики и экспорта. Поэтому в последние недели для понижения своей валюты к интервенциям на рынках прибегли центробанки Японии, Южной Кореи и Тайваня. Также интервенции проводят Бразилия, Малайзия, Перу и Колумбия, планирует сдерживать рост валюты Сингапур.

Выступая перед лидерами промышленности в Сан-Пауло, министр финансов Бразилии Гвидо Мантега высказался против преднамеренного ослабления национальных валют, сложившуюся ситуацию он назвал «международной валютной войной», передает The Guardian.

Глава МВФ согласен, что «военные действия на валютных фронтах», действительно, могут стать серьезной проблемой для мировой финансовой системы. При этом они бесперспективны, подчеркнул Стросс-Кан, так как попытка поддержать экспорт за счет девальвации валюты в одной стране вызовет аналогичный ответ других стран.

— Все эти мировые валютные войны обходят Россию стороной, в них участвуют страны, которые производят и продают на мировом рынке высокотехнологичные товары, — пояснил «СП» директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев. — Россия к ним не относится, поэтому, на мой взгляд, сейчас лучше всего держать рубль стабильным. Слабый рубль для экономики страны однозначно плох, потому что конкурентоспособность российских товаров повышается только на бумаге, а на деле никакого импортозамещения на внутреннем рынке не происходит. Все что мы могли заместить силами своей экономики, мы уже заместили – это простые товары, которые производит наша промышленность. Более сложные — высокотехнологичные товары у нас заместить не получится даже при слабом рубле – здесь мы проигрываем в конкуренции западным странам. В итоге повысится стоимость импортных товаров, которые будет покупать наше население, и оно однозначно пострадает. К тому же, рубль в российской экономике традиционно служит своеобразным якорем для инфляции, и если он будет понижаться, инфляция пойдет вверх. А экспорт у России преимущественно сырьевой, он будет пользоваться спросом при любых ценах. Поэтому нам девальвировать свою валюту абсолютно бессмысленно, и никто не будет этого делать, — считает эксперт.

Здесь надо пояснить, что девальвация национальной валюты может достигаться её продажей на иностранных биржах или занижением учетной ставки центробанка. По мнению экономистов, эта распространившаяся в период финансового кризиса практика может привести к повышению нестабильности на международном рынке и осложнить координацию усилий по преодолению спада, особенно на фоне опасений нового замедления экономики.

По мнению президента экспертной компании «Неокон» Михаила Хазина, наиболее ярко валютная война проявилась в отношениях между Евросоюзом и США. Сильный рост евро
относительно доллара угнетал экономику Евросоюза, которая, во многом, опирается на экспорт в США), и снижал конкурентоспособность европейских товаров. Однако использовать чисто монетарные механизмы для понижения курса евро было невозможно, и тогда руководство Евросоюза решило использовать другой прием, и воспользовавшись реальными бюджетными проблемами Греции, провело «пропагандистскую кампанию», результатом которой стало существенно снижение курса евро.

В результате этого экономическое положение главного экспортера Евросоюза — Германии, в первой половине года резко улучшилось, что позволило руководству этой страны и всего Евросоюза достаточно жёстко себя вести в обсуждения денежной политики на переговорах с США. Американцы в ответ начали встречную пропагандистскую кампанию, настолько резкую, что после выступления главы ФРС Бена Бернанке, в котором он заявил о «колоссальной неопределенности», в которой пребывает американская экономика, секретарю казначейства США Тимоти Гайтнеру даже пришлось частично опровергать его слова, чтобы не обрушить доллар. Затем доллар снова начал расти, а США в связи с явным эффектом от этой операции начали собственную жесткую «военную кампанию» против Китая с целью вынудить его ревальвировать юань, то есть, фактически, поддержать национального производителя США.

Так или иначе, но достигнутый ценой мирового кризиса высокий уровень кооперации между странами начинает снижаться, и это является серьезной проблемой, считает Доминик Стросс-Кан. Поэтому валютные войны станут предметом обсуждения на заседании МВФ, которое состоится в конце этой недели в Вашингтоне. Также ожидается, что эта тема станет одним из главных предметов обсуждения на ноябрьском саммите «G 20» в Южной Корее.

Олег Гладунов, Свободная пресса

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *