Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Реформы Трампа: налоги не держатся за территорию

Президент США Дональд ТрампВ американском Белом доме надеются, что новая налоговая реформа, предполагающая помимо резкого снижения ставок переход на территориальный принцип налогообложения, позволит нарастить приток капитала в США. Однако аналогичная реформа в Великобритании в 2009 году привела скорее к обратному эффекту, говорится в исследовании, опубликованном МВФ. После реформы увеличился объем инвестиций британских компаний в страны с низкими налогами, но облегчение репатриации прибыли не привело к росту капвложений внутри страны.

Налогообложение зарубежной прибыли компаний оказывает существенное влияние на объем их инвестиций в странах-реципиентах, следует из исследования Ли Лиу из Международного валютного фонда.

Напомним, масштабная налоговая реформа, утвержденная американским Конгрессом США в декабре, включает переход от международного к территориальному принципу обложения зарубежных прибылей — это, как надеются в администрации президента США Дональда Трампа, будет способствовать притоку капитала, в том числе из низконалоговых юрисдикций.

В 2009 году Великобритания уже осуществила аналогичный переход. До реформы при возвращении материнской компанией прибыли из-за рубежа в виде дивидендов (уже после уплаты налога на прибыль в стране, где работает «дочка») она дополнительно облагалась по ставке, равной разнице между ставкой в стране получения прибыли и в Великобритании (к примеру, для Ирландии она составляла 15,5%). После реформы эти зарубежные доходы были освобождены от налогов внутри страны.

Таким образом, реформа снизила обложение зарубежных доходов, полученных в странах с низким уровнем налогов, и облегчила для компаний привлечение внешнего капитала (раньше им было выгоднее сначала инвестировать собственные средства).

Считается, что транснациональные компании, чьи штаб-квартиры находятся в странах с международной системой обложения, оказываются в менее благоприятных условиях по сравнению с теми, которые зарегистрированы в стране с территориальной системой обложения. Более того, эксперты связывают низкую собираемость налогов при репатриации с тем, что компании либо реинвестируют прибыль за рубежом, либо используют сложные схемы для возвращения прибыли без доплаты налога.

Впрочем, увеличение британских инвестиций после реформы отмечалось только в странах с более низкими налоговыми ставками. Внедрение территориальной системы обложения привело к росту соотношения объема инвестиций к объему капитала на 15,7 процентного пункта (1,59 п. п. на каждый процентный пункт снижения ставки налогообложения дивидендов), говорится в исследовании.

Суммарно прирост инвестиций в странах с низкими налогами составил около €5,6 млрд, что примерно в девять раз больше недополученных налоговых сборов в Великобритании.

Основными бенефициарами реформы в итоге стали Ирландия, Чехия и Польша — в целом для решений об инвестициях размер ставки налога в стране-реципиенте более критичен при территориальной системе. При этом в основном эти инвестиции осуществлялись за счет нового капитала, а не реинвестирования прибыли. Однако у таких «дочек» не отмечалось увеличения производительности и прибыльности (хотя и отмечался рост зарплат).

В странах с более высокими ставками эффект реформы оказался незначительно негативным: британские «дочки» в них сократили свои вложения, однако резко нарастили долговую нагрузку. Это является следствием адаптации налогового планирования к новому режиму — при территориальном принципе переток долгов в страны с высокими налогами более актуален, отмечает автор.

При этом данные не зафиксировали скачка инвестиций «дочек» в саму Великобританию — в исследовании это объясняется тем, что норма доходности после налогов не изменилась вслед за реформой, а компании использовали новые репатриированные прибыли для выплаты долгов или распределения между акционерами. Заметим, в США реформа сопровождается резким снижением корпоративных налогов, в Великобритании же ставка налога хотя и снижалась, но лишь постепенно — с 28% в 2008—2010 годах до 20% в 2015-м.

Татьяна Едовина, Газета Коммерсантъ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *