Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Чем чревато выдвижение Павла Грудинина

Президентские выборы 2018Когда все уже настроились в очередной раз увидеть на выборах от КПРФ привычного Геннадия Зюганова, коммунисты неожиданно сумели оживить кампанию, выдвинув в президенты директора подмосковного совхоза имени Ленина Павла Грудинина. По всей видимости, в Администрации президента решили вернуться к идее привлечь к президентским выборам побольше внимания с помощью набора новых фамилий, таким образом повысив явку.

Для КПРФ найти новую фамилию было непросто: из потенциальных кандидатов депутаты Юрий Афонин и Дмитрий Новиков малоизвестны даже самым верным избирателям коммунистов, а иркутского губернатора Сергея Левченко и мэра Новосибирска Анатолия Локотя знали только в их регионах. Официальные регалии Грудинина – директор совхоза, спикер горсовета города Видное (население 70 тысяч человек) – на первый взгляд тоже не сулят компартии ничего особенного: какой-то колхозник, муниципальный депутат, удобный противник для Владимира Путина. Мало ли в компартии красных директоров и местных, никому не известных парламентариев?

Однако Павел Грудинин – политик совсем другого толка, это яркий популист, его выступления с критикой Кремля и правительства охотно распространяют даже сторонники власти. Директор совхоза симпатичен и либералам, и консерваторам, и правым, и левым. Его выдвижение – интересный эксперимент по возвращению настоящего популизма в российскую политику тогда, когда на Западе такого рода популизм на подъеме. Если участие Павла Грудинина в кампании будет активным, то это может привести к серьезным изменениям в российском политическом ландшафте.

Звезда ютьюба

Трудно говорить, насколько осознанно в Кремле пошли на этот рискованный шаг. Скорее всего, здесь совпала сумма воль. Геннадию Зюганову не хочется уходить на покой (а это дело года-двух, ему 73), уступив на выборах лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Популярность КПРФ падает, ее догоняет ЛДПР и, может быть, скоро обгонит. Второе место в президентской гонке для Зюганова статусная позиция – проще вообще не участвовать, чем рисковать.

Любимых учеников – Афонина и Новикова – вождь подставлять под удар тоже не очень хочет: плохой результат на выборах вычеркнет их из числа возможных преемников. Непартийный, но дружественный Павел Грудинин – неплохой вариант.

Для Кремля он тоже не выглядит нежелательным кандидатом – достаточно посмотреть на опросы общественного мнения и рейтинги узнаваемости – Грудинина в них нет. Выдвиженец КПРФ получает свои 15% коммунистического электората плюс-минус несколько процентов – это понятный для российской политической системы сценарий, который никакими потрясениями ей не грозит.

Но выполняется этот сценарий только в том случае, если кандидат будет играть по системным, искусственным правилам. КПРФ сейчас сама себя загнала в маргинальную нишу – настоящий фронтмен партии не Зюганов, а Сталин со всеми вытекающими. Кроме того, компартия ностальгирует по временам застоя, а этим трудно привлечь новых избирателей. Такая ситуация устраивает и Кремль, и руководство партии. Поэтому кандидат от КПРФ должен сидеть под портретом Сталина и напоминать советского аппаратчика – это базовый сценарий, который не несет риска для власти.

В случае Грудинина сценарий может отойти от базового. Это не секретарь из пыльного обкома, которого мало кто знает, а популярный интернет-персонаж (и это только одна ипостась кандидата от КПРФ). Ролики с записями его выступлений гуляют и по фейсбуку, и по народным «Одноклассникам», их постят сторонники Владимира Путина и Алексея Навального. Грудинин предстает в них как председатель колхоза, который приехал в центр и режет правду-матку. «Мужик реально без страха», «Грудинин вывалил правду!!! В Госдуме мертвая тишина!!!» – заголовки таких видео.

Павла Грудинина можно называть одним из демагогов из ютьюба. В 2016 году зрителям больше по душе были скетчи предпринимателя Дмитрия Потапенко (с ним Грудинин дружит) и фермера Василия Мельниченко. Сейчас «директор колхоза без страха» – одна из самых заметных звезд политизированного сегмента ютьюба.

Разумеется, в ютьюбе есть еще Алексей Навальный, но его популярность устроена по-другому. Все зрители и сторонники Навального понимают, что его ролики профессионально сделаны, а сам он – профессиональный политик, который хочет прийти к власти. Грудинин играет другую роль – это как будто бы выходец из народа, обычный мужик, который устал терпеть и начал говорить правду. При этом в жизни он кое-чего добился: стал директором, его приглашают на совещания в правительство, в Думу. И вот этот народный представитель (а не функционер-коммунист) идет во власть. Почему за такого не проголосовать простому человеку?

Ролики с его участием набирают по 800 тысяч просмотров. «Я был в Швеции, они говорят: знаете, почему мы стали успешной страной? Мы перестали распространять имперские амбиции, закрылись внутри, стали развивать производство, развивать страну… Каждый выстрел – это деньги, каждый вылет самолета – это деньги. Мы помогаем Греции, там пенсия 500 евро, а у нашего пенсионера какая?» – рассуждал Грудинин на Московском экономическом форуме 2015 года.

И нашим, и вашим

У Павла Грудинина есть и другая ипостась – более искушенным в политике людям он стал известен давно, еще до массового распространения интернета. Павел Грудинин – директор успешного предприятия. Во всяком случае, его совхоз показательно успешен, и сам он приложил немало усилий для раскрутки такого образа. Об открытии новой школы в совхозном поселке имени Ленина пишет хипстерский The Village, в СМИ периодически появляются репортажи с предприятия, где Грудинин рассказывает о высоких зарплатах работников, социальной поддержке для них.

Каждый считывает в этом свои сигналы. Для тех, кто ностальгирует по советским временам, Грудинин сохранил идеальный советский совхоз из советских передовиц. В представлении более современных людей директор выстроил успешный бизнес – не поддался давлению властей, у границ Москвы выращивает овощи и клубнику, а не застроил свои земли многоэтажками. Те, кто интересуется политикой, могут знать, что команде Грудинина удается выигрывать выборы в городе Видном, хотя Подмосковье – регион с высоким политическим давлением.

Для части либералов Грудинин – успешный бизнесмен, для сторонников СССР – красный директор, для тех и для других – оппозиционный политик. Даже националистическому электорату он близок – Павел Грудинин негативно высказывался о миграции из Средней Азии. О Сталине новый кандидат от КПРФ говорит осторожно, о советском прошлом тоже. Две ипостаси Грудинина – правдоруб из ютьюба и успешный директор – выгодно дополняют друг друга, это хорошо выстроенный образ популиста, который выступает за все хорошее, против всего плохого, умеет работать и добиваться своего. Такой типаж сейчас востребован и в Европе – например, в Чехии на парламентских выборах первое место заняла внеидеологическая партия аграрного магната Андрея Бабиша. У российского красного директора есть команда медиатехнологов, которые помогли выстроить миф о «мужике без страха».

Можно спорить, насколько этот образ соответствует реальности. Грудинину достался тот самый образцово-показательный советский совхоз, основа его бизнеса уже давно не сельское хозяйство, а строительство и торговля. Директор был в хороших отношениях с бывшим главой Ленинского района Подмосковья Василием Голубевым (сейчас губернатор Ростовской области) и бывшим руководством Московской области, три раза избирался в Мособлдуму от партии власти.

Собственно, поссорился с единороссами Грудинин после того, как те не поддержали его на выборах главы Ленинского района, а после этого пытался подружиться с Владимиром Жириновским. В СМИ можно найти упоминания, что с распределением земли в 90-х годах все было не очень честно. Но это реальность, а мы говорим об умело выстроенном популистском образе кандидата.

Путину урок

Если Павел Грудинин будет выдерживать этот образ и развивать его, то политическая система России столкнется с очень сложным стресс-тестом. Вскоре после избрания Владимира Путина президентом Кремль стал бороться с проявлениями популизма и яркими политиками: популист на российской политической арене должен был остаться только один – сам президент.

Регистрация партий была усложнена, отменены избирательные залоги. В Госдуму можно было пройти только по партспискам, а все партии контролировались Кремлем – часть подававших надежды популистов (типа справороссов Валерия Гартунга и Александра Буркова) смирились с партийным контролем, остальных вытеснили. Выход популистов на федеральный уровень был блокирован.

Выдвижение Павла Грудинина от системной партии эту блокаду пробивает. Как жить с таким кандидатом, что ему противопоставлять, власть толком не знает. Вернее, в тучные нулевые такому политику система противопоставила бы так называемые реальные дела, но сейчас с этим очень туго: люди начинают жить хуже, социальное недовольство растет.

Россияне хотели бы слышать какие-то обещания, но Владимир Путин живет в иллюзорной стране с благополучным населением, открывающимися больницами и школами (при этом они закрываются даже в Москве) и «городами-тружениками». Давать новые обещания президенту рискованно – что же он тогда делал 18 лет, если жизнь еще улучшать и улучшать? Из-за крымского консенсуса из системного политического дискурса почти пропала критика власти, а запрос на нее велик. Двум запросам – на посулы лучшей жизни и критики власти – Грудинин вполне отвечает.

Конечно, кандидат-популист привлечет на выборы электорат. Президентская администрация ставит перед регионами задачу показать результат 70 на 70 – явку новые лица повысят, но как быть с результатом Путина? К урнам придут недовольные властью люди, разбуженные речами популиста. Для Кремля, где явно неадекватно оценивают популярность власти, результат может стать сюрпризом.

На эффекте новизны в президентской кампании 2012 года Михаил Прохоров получил 8% голосов, при этом он не был популистом, который охватывает все электоральные ниши. Прохоров работал на либеральный электорат. Грудинин работает на среднее большинство, которое раньше было путинским. Опять же кандидат от КПРФ высказывался и на национальную тематику – этот вопрос власть вывела за пределы легального политического поля, но людей он очень волнует.

«Почему Путин так не может? Грудинин и его совхоз», «Путину урок – школа Грудинина» – так озаглавлены ролики, посвященные совхозу Ленина и его директору. Представления о реальных делах, которые властная пропаганда вдолбила в сознание избирателей, начинают работать против Кремля: у власти их маловато, зато у других – пожалуйста, есть.

Грудинин способен отобрать сторонников и у Путина, и у Зюганова, и у Жириновского, и даже у Навального. Как минимум под вопрос теперь ставятся результаты выборов губернатора Московской области – в родном регионе Павел Грудинин хорошо известен, и до выборов его не допускали, но после федеральной раскрутки его шансы на победу повышаются, а недопуск обернется для власти куда большими рисками.

Если Грудинину удастся провести президентскую кампанию, грамотно выстраивая коалиции и раздавая намеки разным электоральным группам (а выборы в Подмосковье показали, что он это делать умеет), а главное – если Кремль даст ему доступ к ТВ, как дал его Собчак, то российская политическая система сильно изменится. Запрос на популизм в России был всегда, выход на большую сцену такого политика даст пример и надежду многим.

В Кремле хотят построить красивую конструкцию для повышения явки: вот вам Грудинин, вот вам Собчак, и Жириновский никуда не денется, приходите, голосуйте за Путина. При этом и Грудинин, и Собчак, и Жириновский играют на поле прежнего путинского большинства – очень разных групп с разными требованиями, которые раньше поддерживали Владимира Путина, а сейчас либо просто терпят его, либо открыто выступают против.

Конечно, все эти кандидаты управляемы и могут по первому же требованию Кремля приглушить активность, вплоть до снятия, но это чревато недовольством их сторонников. Людям пообещали борьбу и обманули – в этом случае провалится явка. С другой стороны, свободные действия кандидатов ведут к дальнейшему дроблению путинского большинства. Внутриполитическому блоку президентской администрации не позавидуешь – их клиент уверен в своей непоколебимой популярности и исторической роли и живет в своем мире, а Сергею Кириенко и его команде приходится действовать в мире реальном, мире популистов и их избирателя.

Андрей Перцев, Московский центр Карнеги

Павел Грудинин о своем выдвижении в президенты

О предстоящей выборной кампании и программе КПРФ в интервью программе «Мнение» рассказал кандидат в президенты Павел Грудинин.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *