Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Афера века за $100 миллиардов. Как друзья Путина на национальном достоянии руки греют

Сила СибириКогда в октябре 2012 года после заседания президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу было принято решение проводить экспансию на восточный рынок, Газпром, под давлением Путина, подписался на инъекцию медленно действующего яда. И вот сейчас токсины поражают национальное достояние России, загоняя и без того неэффективную госкомпанию в долговую яму. С каждым годом становится всё очевиднее, что многообещающий и громкий проект «Сила Сибири» больше напоминает чемодан без ручки: нести тяжело и бросить жалко.

Кремль и принятие решений

Как же так получилось, что по заведомо убыточному, дорогостоящему и нерентабельному проекту было принято инвестиционное решение. Об этом в одном из своих выступлений рассказал международный нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин. По его словам, «это до безобразия просто, как, впрочем, многое в нашей стране». 23 октября 2012 года на заседании комиссии по ТЭК, президент страны сказал то, что никогда до этого не говорил. Он вдруг завёл речь о сланцевой революции, диверсификации поставщиков на Западе, энергосбережении и энергоэффективности мировой экономики. Вполне возможно, продолжал Путин, мы не сможем продать на традиционных рынках столько газа, сколько рассчитывали, а со своим сжиженным природным газом мы можем не успеть и проиграть гонку США и Канаде. Многие специалисты были шокированы подобными откровениями президента, но нашли в них рациональное зерно.

У некоторых экономистов и аналитиков появился оптимизм: наконец-то руководство страны проснулось, осознало, что газовая отрасль нуждается в реформах и теперь-то уж точно будут приняты важные структурные решения. Зашла даже речь об оптимизации работы с газовым сектором и, страшно сказать, реформировании Газпрома!

Но, как рассказывают, вместо этого Владимир Путин вызвал к себе в кабинет старого питерского друга Алексея Миллера и дал ему указание ускорить принятие инвестиционных решений по восточной программе, которые затягивались четыре года.

«Мы должны выйти на восточный рынок, несмотря ни на какие затраты — это политическая задача», — напутствовал президент главу газовой монополии.

Так и появился грандиозный проект «Сила Сибири».

Бросок на Восток, но при чём тут Ноябрьск?

Где Ноябрьск и где Якутия? Почему именно ООО «Газпром добыча Ноябрьск» было поручено разрабатывать Чаяндинское месторождение на юге Якутии, которое в будущем должно стать основным поставщиком газа в Китай?

Ответ прост. Главная цель: минимизация расходов и привлечение готовых специалистов. В Газпроме решили использовать отлаженный производственный и кадровый потенциал одной из самых низкозатратных «дочек». Например, уровень зарплат у ноябрьских газовиков на 20-30% ниже, чем, допустим, у их коллег из Надыма и Нового Уренгоя.

Но минимизация расходов – это одно, а для освоения несметных восточных инвестиций главным газпромовским подрядчикам нужен был свой человек. Вот тут-то и пригодился Игорь Крутиков. Наблюдатели утверждают, что он попал на должность генерального директора ООО «Газпром добыча Ноябрьск» совсем не случайно.

Все последние годы трудовая деятельность господина Крутикова была тесно связана с грандиозными газпромовскими стройками. С 2008 по 2013 год он работал заместителем генерального директора по капитальному строительству в надымской «дочке» Газпрома, где курировал освоение Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения на полуострове Ямал. Именно тогда первые самые жирные строительные подряды от Газпрома получили компании «Стройтрансгаз» и «Стройгазмонтаж».

Видимо главным подрядчикам страны пришлось по душе сотрудничество с Крутиковым, и вместе с началом освоения многообещающих контрактов, он был назначен «генералом» в Ноябрьск.

Стоит ли удивляться, что основные подряды на строительство «Силы Сибири» без конкурса получили питерские друзья Путина — Геннадий Тимченко, владеющий АО «Стройтрансгаз» и Аркадий Ротенберг, владелец ООО «Стройгазмонтаж».

Политика в России живёт отдельно от экономики

Сегодня специалисты с улыбкой вспоминают, как в мае 2014 года в Шанхае родился документ о поставке в Китай 38 млрд. м3 газа в год. Говорят, что ещё за 20 минут до подписания он именовался меморандумом о взаимопонимании, но превратился в контракт. Почему так произошло?

Компанию ООО «Газпром экспорт» возглавляет Елена Бурмистрова, которая с российской стороны руководила переговорной группой в Шанхае. По некоторым данным, она сделала такую головокружительную карьеру потому, что смогла уговорить китайских товарищей назвать документ контрактом, мол, Владимиру Владимировичу приятно будет. Так что фактически это не контракт. В нём нет, например, речи о цене российского газа для Китая. Договорились, что она будет определена по текущей стоимости нефтепродуктов на рынке.

«Хотелки» газпромовских экономистов – $ 300 за тысячу кубометров. При всех раскладах: добыча, переработка, транспортировка – эта цифра едва позволяет сводить концы с концами и получить хоть минимальную, но прибыль. Однако на сегодняшний день экономическая конъюнктура такова, что «выжать» из тысячи кубов «Силы Сибири» едва получится больше $ 250, а это ставит крест на целесообразности проекта.

К сожалению, Россия сегодня находится в такой ситуации, когда сначала руководством делаются громкие геополитические заявления, а уже под них начинают «подгонять» экономическую целесообразность. Так произошло и с «Силой Сибири».

Начали строить. Всё это получило красивое PR-сопровождение. Как говорится: главное, чтобы картинка была! И вдруг, как гром среди ясного неба: китайцы обещанных денег на софинансирование проекта не дают. Хотя на том же Шанхайском форуме было заявлено, что Поднебесная готова вложить в проект $ 25млрд.

Изначально считалось, что всего на строительство «Силы Сибири» понадобится $ 55 млрд. Теперь эта цифра выросла до $ 70 млрд. По мнению экспертов общая сумма затрат на реализацию всего проекта может составить до $ 100 млрд.

Совсем скоро выяснилось, что финансирования не хватает. А у Путина геополитический зуд пуще прежнего, ему очень хочется, чтобы строительство продвигалось: друзьям нужны миллиардные контракты, да и китайцев повертеть на газовой трубе не терпится! Президент призвал правительство и региональные администрации помочь проекту налоговыми льготами и другими финансовыми послаблениями. Но это оказалось как мёртвому припарка, стройка начала захлёбываться от недостатка финансирования.

Справка «ЯмалPRO»:

В 2017 году Газпром увеличил инвестиции в проект газопровода «Сила Сибири» до 212 млрд. рублей против 159 млрд. рублей, планировавшихся ранее, следует из материалов компании.

При этом Газпром получил рекордный убыток по итогам 9 месяцев текущего года. Он составил 9 млрд. 200 млн. рублей против прибыли в 75 млрд. 417 млн. рублей годом ранее.

В итоге стало ясно, что из-за финансовых проблем подать на границу с Китаем планировавшиеся 4,5 млрд. м3 газа в год к концу 2018-го не получится. Позже выяснилось, что и к концу 2019-го этого не произойдёт. А в июле текущего года в Газпроме официально заявили: пусковая очередь газопровода «Сила Сибири» будет готова к 2021 году. И только в течение 10 следующих лет (к 2031 году!) поставки газа собираются вывести на проектную мощность — 38 млрд. м3 в год.

Против кого дружите?

Мало того, независимые эксперты отмечают, что в реальности переговоры Москвы и Поднебесной по «Силе Сибири» в последнее время зашли в тупик. Сами китайцы не торопятся строить свою часть газопровода. Они говорят, если нам понадобится, мы сделаем это в два счёта. Но пока они не видят в этом особой необходимости.

Оказалось, что этот газопровод нужен нашим «китайским товарищам», как запасной вариант, на случай, например, обострения военно-политического конфликта в Тихоокеанском бассейне, когда они не смогут получать сжиженный природный газ. Тогда-то китайцы и воспользуются дешёвым российским газом из трубы. А то, что он будет дешёвым, сомневаться не приходится, ведь по всем китайским расчётам, они собираются покупать голубое топливо всего за треть от той суммы, которая обеспечивает рентабельность проекта «Сила Сибири». А это значит, что российские налогоплательщики будут субсидировать китайских потребителей из своего кармана.

Получается, что в отличие от России, Китай думает о своём экономическом будущем. Возможно и «Сила Сибири» Поднебесной ещё будет востребована, вот только называться этот проект уже будет по-другому. Почему бы и не «Сила Китая»,например?

А учитывая последние договорённости Китая с США о поставках СПГ с Аляски, американцы явно пытаются перехватить у России инициативу и вытеснить ее с китайского рынка. Как известно, договоренность о поставках в КНР американского СПГ была достигнута на переговорах Си Цзиньпина с Дональдом Трампом в апреле этого года. А уже в мае (!) американцы объявили о подписании двустороннего торгового соглашения, которое расширит доступ американских энергетических компаний на рынок Поднебесной.

Именно поэтому под сомнение ставится не только будущее проекта «Сила Сибири», который уже называют государственной аферой века, но и другого, не менее авантюрного проекта, «Ямал СПГ». Но это уже другая история.

Станислав Гурбин, Служба новостей ЯмалPRO

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *