Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Как нас убивают ядом под видом молока и творога

Осторожно, фальсификатТреть молочных продуктов на российских прилавках — это фальсификат, констатирует Россельхознадзор: то есть реальный состав кардинально отличается от того, что указано на упаковке. По некоторым регионам и товарным позициям (творог, сыры, десерты) доля фальсификаций доходит до 60%.

Второй год подряд в России падают темпы продаж молочных продуктов, к такому выводу пришла аналитическая группа Nielsen, изучающая продовольственные рынки. С октября 2015 года по сентябрь 2017 года продажи в натуральном выражении снизились на 3,8%. А вот в денежном выражении, напротив, объем продаж несколько вырос — но это значит, что на фоне падения реального спроса цены растут еще быстрее.

Скажем, в 2015 году рост продаж молочных продуктов в денежном выражении составил 15,8%, в прошлом году — уже 7,8%, а с начала нынешнего — только 4,1%.

— Для российских потребителей, которые изменили модель своего поведения в сторону рациональных трат и вдумчивого потребления, рост цен сегодня не остается незамеченным, — говорит эксперт по ритейл-аудиту компании Nielsen Марина Лапенкова. — Российские потребители изменили модель поведения и активно ищут новый опыт и здоровые предложения. Некоторые производители, находясь в поисках новых возможностей роста, расширяют свой портфель такими нишевыми категориями, как соевое молоко и другими растительными видами молока.

На чем же экономят больше всего?

Самое значительное снижение продаж наблюдалось в случае густых йогуртов (его в нынешнем году купили на 5,8% меньше), творога (минус 5%), сметаны (минус 4,2%), питьевых йогуртов (минус 3,6%).

Сокращаются продажи и «современных» молочных продуктов — это творожные и молочные десерты, гранулированный творог, соки с молоком… Но заметно сократились продажи даже самых популярных в России молочных продуктов, на долю которых приходится треть всего рынка, — кефира (снижение на 8,4%) и пастеризованного молока (минус 2,5%).

Впрочем, есть и те товарные категории, по которым наблюдается рост. То есть кое-что люди стали покупать даже чаще — например, глазированные сырки. И этому тоже есть вполне приземленное объяснение:

— Российскими потребителями сырки по большей части воспринимаются как сравнительно дешевое лакомство, позволяющее заменить более дорогие десерты. Эта тенденция подкрепляется текущими условиями продолжающегося режима экономии, — объясняет эксперт по ритейл-аудиту Марина Лапенкова.

Только вот к полезным это лакомство вряд ли можно отнести. Он практически не содержит полезных веществ, а его основа — растительный жир и сахар. Кроме того, эксперты часто находят в составе сырков опасные ингредиенты, которые просто противопоказаны.

Минсельхоз дальше благих намерений не пошел

Рост цен — только одна из причин того, что люди реже покупают молочную продукцию. Едва ли не важнее — то, что покупатели перестали доверять производителям из-за дефицита качественного товара. О засилье фальсификата на прилавках сигнализирует Россельхознадзор. По данным надзорного органа, в прошлом году объем молочного фальсификата составлял 30%, а по некоторым позициям и регионам доля доходила до 60%.

Еще в прошлом октябре Россельхознадзор сообщил, что 78,3% сыра, продаваемого в России, — это фальсифицированная продукция. Есть его, конечно, можно, не отравитесь. Просто его реальный состав отличается от того, что указано на упаковке (как правило, молочные жиры просто подменены более дешевыми — и вредными! — растительными).

Если объемы фальсификата будут расти такими темпами, то скоро и есть нечего будет! Правительство России не раз подступалось к решению этой проблемы. Например, министр сельского хозяйства Александр Ткачев предлагал ужесточить административную и ввести уголовную ответственности за производство фальсифицированных продуктов. Причем с обязательной конфискацией средств производства.

Еще один механизм — это внедрение электронной ветеринарной сертификации (ЭВС). При этом в единой системе «Меркурий» молочные фермы и заводы будут оформлять все ветеринарные сопроводительные документы, что позволит отследить происхождение, местоположение и маршрут движения продукции. И это якобы поставит надежный заслон серому импорту, контрабанде и фальсификации молочной и мясной продукции. По крайней мере, на это надеются создатели «Меркурия».

Правда, как и всегда в России, к внедрению новой системы оказались не готовы: и немудрено, ведь объем перемещающихся по стране продовольственных партий оценивается в 1,5−3 миллиарда ежегодно. Поначалу ЭВС должны были внедрить с 1 января 2018 года, но затем правительство России дало слабину и разрешило внедрить ее до 1 июля. Потом, глядишь, еще раз сроки отодвинут, потом еще раз…

Вместо стакана молока — ядовитый «коктейль»

Так стоит ли сегодня опасаться того, чем торгуют в молочных магазинах? Этот вопрос «Свободная пресса» адресовала нашему постоянному эксперту по вопросам продовольственной безопасности, бывшему ректору Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП), профессору Дмитрию Еделеву.

— Собственное производство молока в России по-прежнему не покрывает потребности нашей страны. Принимаемые меры по импортозамещению малоэффективны, а по итогам прошлого года производство молока в стране снизилось. К сожалению, пока этот год хуже прошедшего. Дефицит молока в России достиг 8 миллионов тонн. Вполне логично, что в условиях отсутствия молочного сырья в стране растет фальсификация продуктов питания, производимых из него.

— Насколько, на ваш взгляд, фальсификация «молочки» — массовый процесс? Много ли поддельных продуктов на прилавках?

— Ну, судите сами, если нас уже не удивляет и горящий творог, и никогда не скисающее молоко.

Массовой фальсификации способствует немаркировка недобросовестными производителями молочных продуктов при замене молочного сырья растительными заменителями и массовая замена молочного жира низкокачественным пальмовым маслом.

Зная это, профессиональное сообщество выступило с рядом инициатив. Нами ожидалось, что добросовестная маркировка молочных продуктов, на этикетках которых крупным шрифтом сообщалось бы о наличии растительных вообще и пальмовых жиров в частности, начнется уже с начала этого года.

Нам всем, с экранов, это обещали с января 2017 года. Где обязательная маркировка? Нет её! Вспомните зимнюю шумиху в СМИ по поводу введения дополнительных пошлин на пальмовое масло, строгие и решительные лица чиновников в телевизорах. Где пошлина? Нет её!

А между тем, по данным Росстата объем импорта пальмовых жиров в Россию продолжает расти. По итогам 2016 года в страну было ввезено порядка 890 тысяч тонн пальмового масла, если приплюсовать сюда кокосовое и пальмоядровое масла, а также их фракции, то мы выйдем на цифру в миллион тонн. По этим цифрам тоже можно косвенно судить по объемам фальсификата.

— Считается, что сделанные на основе растительных масел молочные продукты -очень вредны? То, что называется, творожные и сырные продукты… Правда ли это?

— Знаете, в первую очередь, я бы хотел обратить внимание даже не на медицинский, а на экономический аспект вопроса фальсификации.

Растительные заменители молока и пальмовое масло вытесняют молоко из молочных продуктов. А дешевые растительные фальсификаты, которым недобросовестные производители разбавляют свою продукцию, убивают добросовестных российских молочников.

Хорошие, качественные продукты просто не выдерживают ценовой конкуренции с подделками, в которых наличие пальмового жира и растительных заменителей молока элементарно скрывается.

Безусловно, неизменность отношения к фальсификации молочных продуктов приведет к снижению уровня здоровья наших граждан и повышению различных видов заболеваемости.

Отдельно хочу напомнить про наших детей. Давая им стакан молока, мы хотим принести пользу, не всегда догадываясь, что на самом деле это, как минимум, неполезный «коктейль» от недобросовестного производителя, зарабатывающего копеечку на здоровье наших детей. Задумайтесь над этим, когда идете в магазин.

От редакции: Как советуют специалисты, при выборе продукта смотрите, чтобы на этикетке присутствовали слова: ГОСТ, натуральный продукт, а срок хранения был ограничен и т. д. Ну и, конечно, ориентируйтесь по цене. Слишком дешевыми натуральные продукты быть не могут.

Источник — Свободная Пресса

Читайте также:

комментариев 6

  1. Аноним:

    Полный запрет на ввоз пальмового масла,даже для кулинарии. Только так и не иначе. Да, рынок здорово просядет, прилавки опустеют, но спрос рождает предложение, импорт молока а там лет 5 на восстановление животноводства и тема закрыта.

  2. Алекс:

    Поддерживаю Анонима! Запретите пальмовое масло — и не будет проблем. А то наоборот — додумались вредители рода российского — что можно уже и не указывать про пальмовое масло на этикетке. Супер «забота» о россиянах!

  3. Дмитрий:

    Господа, натуральный продукт все-таки купить можно, просто надо знать места. А запрет пальмового масла ничего не даст, просто производители будут больше взяток платить проверяющим инстанциям. Куда больше вреда принесли путинские «контрсанкции» — раньше была реальная конкуренция с европейскими сырами и йогуртами, поэтому отечественные производители не рисковали уж слишком фальсифицировать продукт

  4. Хранитель:

    Запретят — будет еще хуже. Откроется дорога отечественному производителю, усиленно засевающему поля рапсом. Не зря же сеют? Вижу в своем регионе — брошенные колхозные поля приведены в порядок, рапс растет отлично.

    В советские времена рапсовое масло шло на производство автомобильных и других технических масел. Когда читаете о блокадном Ленинграде, как там машинное масло ели — это как раз речь идет о рапсовом масле. Сегодня оно используется в пищевом производстве повсеместно.

  5. Бывалый:

    Россельхознадзор врет во спасение, суррогатов молочных продуктов на прилавках в лучшем случае 2/3, а в провинции все 90%. Суррогаты — еда для народа, они в 1,5-2 раза дешевле, а пищевая ценность и полезность ничуть не хуже, чем у натурального продукта. Так что не надо обобранным гражданам вдувать в уши этот бред, целее будут наши бескорыстные слуги народа и офшорные деляги.

  6. Анархист:

    Это все последствия «колониального маркетинга». Вот, с одного из выживальщецких форумов:

    Есть такой принцип в колониальном маркетинге, «понижение качества». Это когда выходящий на рынок продукт первое время продается или по себестоимости или даже в убыток, за счет качественного и количественного состава. А затем, после наработки репутанции, качество и количество содержимого снижается, резко или относительно плавно. И на этом получается суперприбыль. Дальше ребрендинг торговой марки и цикл повторяется.

    Так вот в нормальных странах такой принцип — это гарантированный запрет получения прибыли от вида деятельности максимум со второй попытки. Не зиц-председателю, на кого оформлен очередной ООО «Вектор+», а именно составу фонда «Хачикян и прочие хачи», которые получают прибыль от действий того самого ООО. Причем нередко и вообще пожизненный запрет. И очень крупный штраф, с попаданием в черные списки недобросовестных предпринимателей у надзорных органов. После чего максимум чем позволят заниматься — торговать семечками в подземном переходе.

    На колониальных же территориях, в России и странах бывшего СССР в неменьшей степени, маркетинговый прием «понижения качества» — это ОБЩЕПРИНЯТЫЙ прием ведения бизнеса в сфере производства продуктов питания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *