Сброс избыточных запасов углеводородов неизбежен
Глава крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco Амин Насер заявил, что его не беспокоят сообщения о росте производства сланцевой нефти США. Об этом он заявил в интервью телеканалу CNBC.
По его словам, американские сланцевики истощают самые высококачественные месторождения, которые требуют минимальных вложений. Они вынуждены это делать из-за трехлетнего спада цен на нефть. Американские энергетические компании гонятся за снижением себестоимости производства барреля сырой нефти, чтобы избежать банкротства и предотвратить снижение объемов добычи, вырабатывая свои лучшие нефтяные активы, отмечает Насер.
Заявления о том, что сланцевая нефть — это пузырь, который схлопнется, не новы. Строго формально всё правильно. С точки зрения примитивной моноэкономики, ориентированной на добычу сырья или продукции низкого передела с последующей их продажей более развитым покупателям, всё верно. Себестоимость добычи сланцевого газа и нефти превышает рыночную цену, а потому баланс не сойдется никогда.
Другой вопрос, что сланцевые углеводороды и сланцевые добытчики встроены в высокоинтегрированные межотраслевые цепочки, а потому имеют возможность покрывать убытки прибылью от своей доли в продаже конечной продукции. И в этой продукции, чем она более высокотехнологична, тем большую часть прибыли генерируют технологии, интеллектуальная собственность. Тот же айфон по себестоимости, складывающейся из цены его комплектующих, «тянет» от силы на 20 долларов, все остальное — интеллектуальная собственность и разработки Эппл. И ничего, как-то выживают. И производители айфонов, и Эппл. Каждый по своему, но все же.
Понятно, что при дурном управлении какие-то компании, даже очень высокодоходные, могут и обязательно в конце концов схлопнутся, но здесь речь о принципе. Примерно по тому же принципу Советский Союз сознательно держал на уровне заведомо ниже рентабельности цену электроэнергии, отбивая затраты на конечном продукте. Причем настолько отбивая, что позволял себе держать низкую цену не только для промышленности, но и для населения, решая попутно и социальные задачи. И тоже, кстати, в конечном итоге с прибылью в общем балансе. И странно, но тогда ни у кого не вызывало сомнений, что советская экономика вполне себе бодра и развивается, причем это были не только ощущения, но и вполне осязаемые цифры и параметры.
Второй момент, который не учитывают «традиционные» добытчики, носит еще более сложный характер. Эра нефти, как ключевого энергоносителя, подходит если не к концу, то к существенной трансформации. Новые технологии буквально за десять лет почти на два порядка увеличили плотность запасаемой энергии на килограмм веса электрических батарей (при той же цене в расчете на килограмм батареи), и которые уже приблизились к параметрам, позволяющим использовать их в качестве источника энергии для транспорта. Буквально сегодня представлен пилотный грузовик «мерседес» на электричестве, и даже раньше, чем аналог Илона Маска. Уже идет нешуточное соревнование за будущий рынок автомобилей на электротяге.
Понятно, что есть целый перечень задач, требующих решения — дальнейшее «уплотнение» энергии в батареях, организация сети «заправок», сокращение времени зарядки батарей до нескольких минут, строительство мощностей по производству и утилизации батарей, создание всех необходимых стандартов, война которых еще впереди.
Однако вариантов нет — к 40 году (всего-то через 20 лет) в Европе не должно остаться автомобилей на нынешних видах топлива. В Штатах законодательство полиберальнее, но и там будут переходить на электротягу, причем как бы не быстрее европейцев. Крупнейшие экономики мира — японская и китайская — тоже активно готовятся к переходу.
Мало того — понятно, что есть соображения секретности, но есть и масса сообщений об интенсивных разработках в военной области по переходу на электричество — от военных машин до авиации. Понятно, что армия не станет полностью отказываться от бензина и дизеля — вдруг придется воевать на территории диких бантустанов типа путинской России или там Зимбабве — где там найдешь электрозаправку?
Логика подсказывает, что в такой ситуации сброс избыточных запасов углеводородов неизбежен. США держали стратегический нераспечатанный запас нефти и газа, который очень скоро будет во многом не нужен. А потому есть смысл заработать на нем, пока на него есть спрос и цена. Отсюда и программа сланцевой добычи и экспортные проекты в направлении Европы и ЮВА. Никакой рефлексии и судорог — все очень даже расчетливо. Дикие туземцы типа саудитов или русских олигархов могут сколько угодно рассказывать про свою нефть и даже воевать за сжимающиеся рынки — на то они и дикари. А прогресс выглядит несколько иначе, и тот, кто сегодня вкладывается в него, в будущем, причем уже недалеком, будет находиться на абсолютно недосягаемом для туземцев уровне. А вы — считайте ваши бумажки. Точнее, наши, которые мы вам платим. Они все равно наши, даже если вам так не кажется. Вот и вся логика американцев. Простая и доступная. А чего в ней непонятного?
Автор — Анатолий Несмиян