Почему в России все так дорого?
Самый популярный комментарий под любой статьей Hi-Tech Mail.Ru про российские цены на какой-нибудь гаджет прост и лаконичен: «Дорого». Действительно, купить что-нибудь за границей — хоть самому привезти, хоть в интернет-магазине с доставкой — чаще всего оказывается дешевле. Как правило, покупатель первым делом начинает думать о «жадных барыгах», сговорившихся, чтобы нещадно задирать цены.
Действительно, накрутки у наших коммерсантов порой такие, что диву даешься от такой наглости. И эти люди хотят обложить налогами все посылки из-за рубежа, зла не хватает на них! Но как на самом деле построено ценообразование? Давайте разберемся.
В разных странах — разные налоги
В США нет НДС, а в некоторых штатах — и налога с продаж. Так что именно оттуда (привет Делавэр, Монтана и Орегон!) можно привезти самые дешевые iPhone в мире. В Европе есть НДС (tax-free), но туристам его можно вернуть, а при ввозе девайса в Россию (только для личного пользования) никакие налоги и пошлины частное лицо не платит. Так что и тут — сплошная выгода.
Самолетом можно ввезти гаджетов на 10 тысяч евро, другими путями — на 1500, а по почте — на 1000 евро раз в месяц. Но таможенник может удивиться, если вы будете ввозить 15 одинаковых айфонов на 10 тысяч евро для личного пользования, имейте это в виду.
А что происходит при поставке из-за рубежа в магазины? Правильно, к цене товара прибавляется НДС — это 18%, а для некоторых категорий — еще и таможенная пошлина. Поскольку Россия входит в ВТО, эта пошлина не может превышать 10%, но тем не менее она есть. К счастью, смартфоны и планшеты еще с 2013 года ввозятся беспошлинно. Кроме того, официальный импортёр обязан еще получить сертификаты на товар, растаможить его и т.п. — это небольшая, но тоже прибавка к стоимости, плюс логистика: производится-то всё в основном в Китае, а не в России.
Сам производитель может завышать отпускные цены
Подвох заключается и в производителе. Он может устанавливать (и делает это) разные цены на свои товары в зависимости от конкретной страны. Например, где-то он хочет увеличить свою долю и поэтому старается держать цены ниже, где-то, наоборот, понимает, что может «стричь купоны», потому что и так покупают.
Цена на товар в современном мире мало зависит от себестоимости, она устанавливается в соответствии с мнением маркетологов о том, сколько вы готовы заплатить при наличии тех или иных альтернатив.
Если товар популярен, а цена оказывается слишком низкой по сравнению с другими странами — возникает реэкспорт. Именно с этим, например, столкнулась Apple в конце 2014 года, когда рубль уже упал, а рублевые цены были установлены по старому курсу валют: тогда иностранцы выносили всю «яблочную» продукцию из российских магазинов подчистую (а белорусы и казахи, находящиеся вместе с нами в Таможенном союзе, скупили все автомобили).
Международные версии — дороже
Иногда в разных странах продаются разные устройства под одним и тем же наименованием. Широко известен факт, что смартфоны для китайского рынка не поддерживают ряд российских диапазонов LTE (Band 20), однако зачастую версии различаются еще сильнее.
Например, на локальный китайский рынок может поставляться аппарат с чипсетом MediaTek вместо Qualcomm, использоваться более дешевые материалы корпуса и т.п. ради снижения цены. Обратное происходит редко, и это характерно, скорее, для товаров народного потребления: известно же, что пиво «Крушовице» варится в России совсем по другому рецепту, чем в Чехии, а любой житель Петербурга, разбуди его среди ночи, отличит финские Fairy и Nescafe от наших (но там они и дороже).
Смартфоны за 1 доллар — не для России?
Отдельно стоит упомянуть про пресловутые цены с контрактом. В США флагманский смартфон могут «давать» и за 100 долларов, и за 1. Эти цены вообще не надо принимать во внимание, поскольку по сути речь идет о рассрочке. А именно, вы подписываетесь платить оператору по дорогому тарифному плану год или два, а он как бы предоставляет вам для этого смартфон. На самом деле, вы полностью выплачиваете стоимость смартфона в рамках расходов на связь.
Аксессуары в десять раз дороже
А вот на аксессуарах не зарабатывает только ленивый. Разрыв между закупочной ценой и розничной может быть десятикратным. Но, что интересно, цены, близкие к «Алиэкспрессу» можно получить и у российских поставщиков. Предприимчивые продавцы заказывают по десятку чехлов, стеклышек на самые популярные в сезон модели и продают в собственном интернет-магазине с небольшой наценкой.
Плюсы для них очевидны: минимальные затраты на поддержку сайта, а складом может выступать хоть кладовка в квартире. Для российского покупателя — тоже сплошные плюсы: возможность купить сразу же, а не ждать 3-4 недели посылки из Китая. Доплатить минимальную наценку готовы многие.
Магазины тратят кучу денег на расходы, а компенсируем их мы
Порой заходишь в торговый центр около дома и видишь там китайский смартфон, который на «Алиэкспрессе» стоит раза в два дешевле. Но тут есть много нюансов. Если вы зайдете в торговый центр в Китае, то этот смартфон будет там стоить приблизительно столько же, и никакой бешеной выгоды вы не получите. То есть дело не в стране? Бинго! Традиционные оффлайновые магазины и там и тут платят за:
- аренду
- рекламу
- зарплату и обучение персонала (а также его социальные гарантии)
- проценты по банковским кредитам, взятым на развитие бизнеса
- возможные кражи из магазинов
- аренду складов
- логистику (доставка, привоз товара, отправка обратно брака и пр.)
А еще владельцам хотелось бы что-то заработать. Все это оплачивает покупатель, и процентов 30 наценки здесь самое обычное дело. Но и тут все зависит от страны. Если в Китае расходы магазинов большие, то в США, к примеру, они меньше, в итоге техника стоит дешевле, чем в России.
Как все-таки сэкономить?
Магазины могут экономить на дополнительных издержках розничных сетей и налогах, таким образом предоставляя покупателю выгодный ценник (по сравнению с конкурентами). Именно за счет этого существует «серый» рынок: товар фактически контрабандой ввозится в страну и продается за «черный нал» полуподвальными конторками, зачастую не выдающими даже кассовый чек.
Такой товар в большинстве случаев не имеет официальной гарантии, так что покупателю остается надеяться на порядочность продавца и то, что в течение гарантийного срока покупка не сломается.
Сами вендоры, особенно китайские (например, Lenovo или Wileyfox), практиковали так называемый «трансбордер», то есть при покупке девайса в фирменном интернет-магазине он высылался из-за рубежа прямо покупателю — тут экономия на налогах позволяла снизить цену.
Но проще всего покупать напрямую у китайцев, причем у Aliexpress и других маркетплейсов появилась теперь русскоязычная альтернатива с качественным переводом и нормальной поддержкой. Речь и о pandao.ru, и tmall.ru, и ряде других. Но и там бывают досадные ляпы с отсутствующим товаром и фейковой скидкой: не попадитесь!
Степан Зайцев
Степан Зайцев, Hi-Tech Mail.Ru
В России все так дорого, потому что:
1. высокие налоги и др. легальные расходы бизнеса (пошлины, соцвыплаты сотрудникам и т.п.);
2. процветает вымогательство денег с бизнесменов проверяющими и карающими органами («за содействие» — натуральный рэкет из 90-х);
3. безумные ставки на аренду торговых площадей из-за жадности собственников помещений.