Финансовые аналитики прогнозируют резкое ослабление рубля к концу октября
Рост курса доллара с понедельника ожидает большинство финансовых аналитиков. Однако более всего падение рубля обострится уже в конце октября. Пока же в середине ожидается коррекция в пределах 60+. Аналитики соглашаются, что доллар будет постепенно дорожать, но разброс их оценок высок — от умеренных 60 рублей до обвала к отметке в 70 рублей за доллар.
Стоимость барреля российской смеси Urals в октябре составит $51 за баррель, в ноябре — $49, в декабре — $47. В среднем за четвертый квартал — $49, за год — $49,9.
Между тем, по данным Министерства финансов, средняя цена нефти марки Urals по итогам января — сентября 2017 года составила $50,55 за баррель. Средняя цена в сентябре 2017 года сложилась в размере $54,24 за баррель. В пятницу, 6 октября, марка Brent торговалась в диапазоне $55-56, что означает стоимость российской нефти на уровне $52-54 за баррель. Аналитики, так же как и Минэкономразвития, ждут ослабления рубля. Но у них разброс оценок очень высок: от умеренных до ожиданий обвала российской валюты.
Аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко полагает, что оценки министерства слишком осторожны. По его мнению, к концу года количество факторов, способных даже не снизить, а обвалить курс рубля, будет расти.
«По моим оценкам, даже наша страна перед началом действия соглашения спешно наращивала добычу, чтобы потом ее сокращать», — говорит аналитик. Участники рынка должны рано или поздно понять, что все стороны нефтяного рынка действовали аналогично.
Следующий фактор ослабления рубля — это сокращение спреда между ключевой ставкой в РФ и ставками развитых стран, в частности, США. ЦБ последовательно снижает ставку, стараясь не зажимать денежную массу, которая и так сокращается из-за отзывов лицензий, а ФРС США, наоборот, провозгласила курс на сильный доллар и будет свою ставку повышать.
Таким образом, пространство для заработка на операциях кэрри-трейд сокращается, и вскоре кэрри-трейдеры могут начать выводить средства из российских активов и переводить их в валюту, что может привести к росту курса доллара.
Аналитик считает, что курс доллара до конца года может подняться даже до 65 рублей, и «это без учета действий госкомпаний на валютном рынке». Если госкомпании будут проводить свои интервенции, то курс легко может преодолеть планку в 70 рублей.
В США же смотрят оптимистично на курс доллара к основным мировым валютам, поскольку экономика на подъеме.
Согласно отчету Министерства труда США, в сентябре число новых рабочих мест снизилось на 33 тыс., что прервало семилетний термин постоянного увеличения рабочих мест в США. Однако снижение числа рабочих мест было связано с последствиями ураганов «Ирма» и «Харви».
Уровень безработицы снизился до 4,2% — наименьшего значения с 2001 года, а средняя почасовая заработная плата в США повысилась на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Повышение уровня зарплат повысило вероятность того, что ФРС может повысить процентную ставку в декабре этого года.
Более высокая процентная ставка, как правило, является поддержкой для курса доллара, поскольку делает долларовые активы более привлекательными для ищущих прибыль инвесторов.
Правительство РФ спасает банки, закачивая в них валюту на фоне обвала
Главная неприятность для курса доллара в России в том, что банки испытывают валютный голод и не могут закрыть кредиты по внешним займам. Это может привести к коллапсу банковской системы РФ и чтобы избежать этого, правительство закачивает в них валюту под обязательства. Однако поможет ли это – неизвестно.
Минфин России пришел на помощь российским банкам, которые исчерпали запасы валюты из-за необходимости гасить внешний долг в условиях рекордного за 14 лет обвалаэкспортных доходов. С помощью двух депозитных аукционов федеральное казначейство закачало в банковскую систему 1,7 млрд долларов, следует из операционной статистики на сайте ведомства.
Из этой суммы 1 млрд долларов банки получили 29 сентября на 13 дней под 0,89% годовых. Еще 700 млн долларов Минфин выделил 3 октября на тот же срок под 0,74% годовых.
Общая сумма валютных вливаний из федерального бюджета в банковскую систему стала рекордной за все время, что проводятся долларовые операции Минфина.
Отчасти депозиты бюджета смогли компенсировать банкам валюту от ЦБ, отмечает аналитик ФК “Уралисиб” Ирина Лебедева: с октября регулятор де-факто приостнановил проведение еженедельных аукционов, на которых банки могли получать долларовые кредиты из средств ЗВР. Состоявшийся на этой неделе аукцион, вероятно, станет последним, говорит Лебедева.
Приток валюты из бюджета понадобился, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, отмечают аналитики Росбанка. На прошлой неделе у банков был явный дефицит валютной ликвидности – центробанку пришлось увеличить лимит по операциям своп до 1,5 млрд долларов.
Дело в том, что запасы свободной валюты у банков исчерпаны, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. В начале года собственные валютные резервы банков превышали их же обязательства перед клиентами на 13 млрд долларов, теперь же эта “подушка безопасности” сжалась до нуля.
Банки ввозили валюту, чтобы покрыть дефицит платежного баланса, говорит Порывай: с июня по август, по данным ЦБ, российская экономика потеряла на 6,2 млрд долларов больше, чем заработала, из-за сезонного спада в сырьевом экспорте, спроса на импорт, а также вывода дивидендов зарубежными держателями российских акций.
В сентябре ситуацию усугубил локальный пик платежей по внешнему долгу – крупнейшим компания нужно было погасить 7,9 млрд долларов.
“Следующий пик выплат приходится на декабрь (13,9 млрд долларов по корпорациям и 4 млрд долларов по банкам), что, как мы ожидаем, приведет к удорожанию валютной ликвидности на локальном рынке, а также может способствовать дальнейшему ослаблению рубля, поскольку накопление валюты для выплат по долгу в декабре сократит ее предложение на продажу или увеличит спрос на покупку”, – говорит Порывай.
В этих условиях Минфин, вероятно, увеличит долларовые вливания в банковскую систему из бюджета, говорит Лебедева: “на счетах Казначейства мог скопиться достаточный объем валюты (с начала года ведомство конвертирует дополнительные нефтяные доходы в валюту), а во-вторых, Казначейство традиционно заинтересовано увеличить доходы бюджета любыми способами”.