Силуанов: Дефицит бюджета РФ в 2018 году вернется к первоначальным 2,0% ВВП
Министерство финансов РФ ждет увеличения плановых расходов бюджета 2018 года по меньшей мере на 300 миллиардов рублей и увеличения дефицита до чуть менее 2 процентов ВВП, сказал в интервью Рейтер глава ведомства Антон Силуанов.
Министр финансов признает, что процесс сокращения неэффективных трат идет сложно, поэтому министерство сосредоточится на сборе доходов путем активной борьбы с неплательщиками налогов и повышением их для госкомпаний, отказывающихся платить повышенные дивиденды.
«В ходе обсуждения бюджетных проектировок в правительстве договорились создать резерв в размере 300 миллиардов рублей. В течение ближайшего месяца председатель правительства проведет серию совещаний, где будут заслушаны предложения министерств и ведомств, получены запросы на дополнительные источники, и этот резерв как раз будет задействован на реализацию таких решений», — сказал Силуанов.
Минфин РФ неделю назад представил основные параметры федерального бюджета на предстоящую трехлетку, предложив снижать дефицит ускоренными темпами. Ведомство определило дефицит в 2018 году на уровне 1,56 триллиона рублей, или 1,6 процента ВВП по сравнению с 1,92 триллиона рублей, 2,1 процента ВВП в текущем году. Год назад при формировании трехлетки на 2017-2019 годы Минфин планировал дефицит в 2018 году на уровне 2,01 триллиона рублей, 2,2 процента ВВП.
В случае увеличения расходов на 300 миллиардов рублей, дефицит приблизится к изначальным 2,0 процентам ВВП.
Силуанов назвал следующий год сложным с точки зрения балансировки бюджета на фоне адаптации к новому бюджетному правилу, ограничивающему предельные расходы.
«Чтобы сокращать дефицит и уменьшать траты резервов, нам надо будет очень аккуратно отнестись к расходам. Поэтому решения по приоритетным проектам, программам, в том числе программе вооружений, индексации зарплат бюджетников, выполнению социальных обязательств с индексацией на инфляцию, должны быть уложены в заданные параметры. Сделать это будет непросто», — говорит Силуанов.
Минфин рассчитал основные характеристики бюджета на следующую трехлетку исходя из действующего законодательства. Никакие серьезные преобразования, которые обсуждались последний год — пенсионная реформа, налоговый маневр со снижением страховых взносов и повышением НДС — в бюджет не попали.
К октябрю Минфин должен подготовить проект закона о бюджете на 2018 год, однако и там не стоит ждать больших изменений.
«У нас есть поручение президента проработать предложения по налоговым новациям и реализовать их с 2019 года, поэтому основные законодательные инициативы будут подготовлены весной следующего года в ходе работы над бюджетом на 2019-2021 годы», — сказал Силуанов, добавив, что до конца этого года власти должны концептуально определиться, в каком направлении двигаться.
Непопулярные решения
Глава Минфина признает, что процесс оптимизации расходов идет непросто.
«Очень сложно отменять какие-то конкретные программы и проекты… Когда мы в прошлые годы готовили предложения по отмене нормативно-правовых актов, приостановке программ в пользу финансирования других, это вызывало бурную дискуссию», — сказал Силуанов.
Поэтому правительство решило, что поучаствовать должны все и сократило расходы в следующем году на 2,0 процента по сравнению запланированными в прошлой трехлетке. Силуанов говорил ранее, что под нож не попали траты на оплату труда и денежного довольствия, реализацию международных договоров, публично-нормативные обязательства, межбюджетные трансферты внебюджетным фондам, содержание судебной системы, обслуживание долга и часть закрытых статей.
Силуанов называет это не лучшей практикой, но говорит, что такой подход вызывает меньше всего споров в правительстве.
«Пока мы тратим резервы, пока нет в загашнике условно утвержденных расходов, которые могли бы быть направлены на новые проекты, а такие расходы появляются только в 2020 году, приходится, к сожалению, прибегать к заведомо непопулярным решениям», — сказал Силуанов.
Глава Минфина сказал, что у министерства есть предложения по оптимизации расходов и оценил резерв, который можно было бы высвободить, в 100 миллиардов рублей.
«Чтобы найти еще больше ресурсов, нужны более глубокие меры структурного характера», — сказал Силуанов, отказавшись их перечислить.
Дивиденды или налоги?
Основным риском для доходов бюджета помимо цен на нефть министр финансов называет снижение поступлений от дивидендов госкомпаний, и предлагает в случае отказа компаний платить по счетам повышать на них налоги.
Минфин в новый трехлетний бюджет вновь заложил доходы от дивидендов госкомпаний из расчета уплаты ими 50 процентов прибыли. В этом году ведомство также предусматривало в бюджете поступления, исходя из 50-процентной нормы дивидендов, однако Роснефть и Газпром уже заявили, что заплатят меньше.
Глава Роснефти Игорь Сечин пообещал поднять планку выплат до 50 процентов в следующем году после соответствующего поручения президента Владимира Путина. Газпром может избежать повышенных дивидендов — вице-премьер Аркадий Дворкович сказал в понедельник, что нет возможности существенно повышать дивиденды для газовой монополии.
«Следующий год сложный с точки зрения балансировки бюджета, будет реализован ряд новых инициатив, требующих дополнительных финансовых расходов. В этих условиях наши госкомпании тоже должны поучаствовать и заплатить положенное государству», — сказал Силуанов.
«Мы считаем, что если не дивидендами, то тогда другими налоговыми решениями, как уже было ранее, нужно изыскивать эти средства».
Минфин в июне предложил дополнительно повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для Газпрома в четвертом квартале 2017 года, чтобы частично компенсировать недополученные от компании дивиденды. Такая мера принесет в бюджет порядка 30 миллиардов рублей.
Минфин прогнозирует доходы от дивидендов в 2018 году в размере 451,6 миллиарда рублей, в 2019 — 475,3 миллиарда, в 2020 году — 477,7 миллиарда рублей.
Основной упор в 2018 году Минфин сделает на собираемости и улучшении администрирования налогов, говорит Силуанов.
«Весь наш арсенал для борьбы с уклонистами будем задействовать».
Источник — Рейтер