Кризис и… вулкан

Извержение вулкана в Исландии нанесло чувствительный удар по мировым авиаперевозкам. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), убытки авиакомпаний составили 1,7 млрд долларов, а сам воздушный кризис затронул 29% мировой авиации. Эта сумма тем более чувствительна для авиаперевозчиков по той причине, что они до сих пор не оправились от падения пассажиропотока, вызванного глобальным экономическим кризисом.

Умерла любимая собака? Она заслуживает погребения: крематор для животных решит эту проблему.

Счет пошел на миллиарды

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценила убытки авиакомпаний мира вследствие извержения исландского вулкана в 1,7 млрд долларов.

Как говорится в пресс-релизе IATA, 17−19 апреля, когда кризис воздушного сообщения достиг пика, убытки авиаперевозчиков составляли около 400 млн долларов в сутки.

«На пике кризис затронул 29% мировой авиации, от него страдали 1,2 млн пассажиров в сутки», − заявил глава IATA Джованни Бизиньяни, слова которого приводит «Интерфакс».

Ранее Центр авиации Азиатско-Тихоокеанского региона не исключал, что упущенная выручка отрасли достигнет 1 млрд долларов. На деле эти оценки оказались, по меньшей мере, скромными.

Пострадавшая сторона

По мнению Бизиньяни, для отрасли, которая и без того потеряла 9,4 млрд долларов в прошлом году и, как ожидается, потеряет еще 2,8 млрд в 2010 году, подобный кризис является разрушительным. «Тяжелее всего пришлось авиаперевозчикам, которые и так находятся в самом сложном финансовом положении. Прогнозировалось, что европейские авиаперевозчики потеряют 2,2 млрд долларов в этом году − больше всех в отрасли», − отметил глава IATA.

Точный экономический ущерб от простоя самолетов еще только предстоит подсчитать, но уже ясно, что, помимо авиакомпаний, потери понесет исландский бюджет. Валютные поступления Исландии от туризма могут упасть в два раза. Расходы муниципалитетов на устранение последствий и предупреждение катастроф опустошат региональные бюджеты, ведь местные власти будут вынуждены больше тратить на нужды, связанные с предупреждением подобных происшествий и ликвидацией их последствий.

Если сегодня туристическая отрасль приносит Исландии более 13% валютной выручки, то в результате катастрофы эта цифра может снизиться вдвое. Совсем некстати, учитывая, что ВВП Исландии в прошлом году уменьшился на 6,5%, а доходы населения рухнули на 20%. Более того, в результате коллапса банковской системы Исландия задолжала европейским правительствам более 5 млрд долларов.

Скованные одним кризисом

IATA отмечает, что операторы аэропортов идут навстречу авиаперевозчикам: в частности, лондонский Хитроу и дубайский аэропорт отменили сборы за стоянку самолетов во время кризиса.

Бизиньяни уже обратился к правительствам мира с просьбой ослабить ограничения и временно отменить ряд запретов для авиакомпаний, включая ограничения на полеты в ночное время. Кроме того, глава IATA призвал не возлагать на авиакомпании ответственность за кризис и последовавшие отмены рейсов и найти возможность компенсации их убытков.

«Этот кризис был вызван стихийным бедствием, которое никак не зависело от воли авиакомпаний. Страховщики определенно это понимают», − сказал он.

А вот европейские правила о правах пассажиров это во внимание не принимают. Бизиньяни пояснил, что эти правила не предусматривают послаблений в чрезвычайных случаях и вынуждают авиакомпании оплачивать проживание, питание и телефонные переговоры пассажиров.

«Европейская комиссия должна срочно найти способ облегчить это несправедливое бремя», − считает он.

Долгая дорога домой

По данным президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Шпилько, с начала авиаколлапса домой из-за рубежа не могли вернуться на родину более 30 тыс. россиян.
«Это не только туристы, выехавшие через турфирмы, но и россияне, выезжавшие в другие страны по своим делам, − заявил он. − На данный момент эта цифра сократилась на треть, так как часть этих российских граждан различными способами добралась домой».

Всего в России, по словам главы РСТ, было отменено 650 рейсов, не смогли выехать больше 40 тыс. человек. По всему миру авиакомпании отменили 63 тыс. рейсов, было закрыто более 300 аэропортов.

Напомним, извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, который находится в 200 километрах к востоку от столицы Исландии Рейкьявика, началось неделю назад. В атмосферу было выброшено огромное облако пепла, что привело к закрытию воздушного пространства над значительной территорией Северной Европы. По данным экспертов, выбросы пепла представляют серьезную опасность для турбин авиационных двигателей самолетов.

Скорая помощь

Масштабы нынешнего «вулканического кризиса» затмили последствия 11 сентября 2001 года, из-за которых воздушное пространство США было закрыто на три дня.

После известных событий правительство США выделило 5 млрд долларов, дабы компенсировать издержки авиакомпаний. Еврокомиссия тогда разрешила государствам − членам ЕС предоставить аналогичную поддержку авиаперевозчикам.

По мнению Бизиньяни, в этой ситуации следует действовать аналогичным образом. Эксперты также считают, что оказание помощи возможно.

«Действительно, убытки европейских авиакомпаний от нынешнего транспортного коллапса уже превышают потери, имевшие место после терактов 11 сентября, – комментирует Андрей Ганган из ФГ «Калита-Финанс». − Только Air France KLM или Lufthansa за каждый день простоя теряли более 50 млн долларов выручки. Многие авиаторы буквально оказались на грани краха».

По словам Андрея Гангана, перевозчики уже обратились к Евросоюзу и местным властям с просьбой компенсировать убытки. «И, судя по заявлениям официальных представителей ЕС, помощь и компенсации вполне могут быть оказаны. В частности, мы ожидаем, что правительства Британии, Франции и Германии уже в ближайшее время предоставят в совет ЕС конкретные планы помощи национальным авиакомпаниям», − сказал аналитик газете ВЗГЛЯД.

По его мнению, европейские правительства найдут необходимые средства, тем более что их может потребоваться не так много, поскольку «чрезмерную щедрость Еврокомиссия не допустит». Она будет следить за тем, чтобы не нарушались антимонопольные нормы.

ВЗГЛЯД — Наталья Журавлева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *