Трамп решил отделить инвестиционный банкинг от потребительского
Ведущие американские банки слишком огромны и небезопасны. Их нужно принудительно уменьшить, отделив инвестиционный банкинг от потребительского. С таким предложением выступил президент США Дональд Трамп.
В интервью телеканалу Bloomberg TV глава Белого дома объявил, что раздробление крупнейших банков — это вопрос, который он рассматривает в настоящий момент. «Есть люди, которые хотят вернуться к старой системе, так ведь? Мы сейчас думаем над этим», — заявил Трамп.
Под старой системой он имел в виду принятый еще в 1933 г. закон Гласса — Стиголла, направленный на борьбу с последствиями Великой депрессии и охватившего страну финансового кризиса. Этот акт запрещал обычным коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью, поскольку игра с высокорисковыми активами ставила под удар интересы простых вкладчиков.
После Второй мировой войны, когда американская экономика стала бурно расти, закон сочли устаревшим, но отменять его долгие годы не решались. В 1960-е коммерческим банкам расширили перечень ценных бумаг, в которые они могут вкладывать средства, хранящиеся на депозитах. Лишь в 1999 г. банковская система США приобрела свой нынешний вид: Конгресс принял закон Грэмма — Лича — Блайли, который снимал с банков запрет на совмещение коммерческой и инвестиционной деятельности для одного и того же банка.
Принятие закона отвечало интересам банков-гигантов, среди которых выделялся Citigroup. Согласно распространенному в Америке мнению, снятие подобных ограничений предопределило мировой финансовый кризис 2008 г. Крупные финансовые группы рисковали всеми своими активами во имя сверхприбылей. Пузырь надувался до тех пор, пока не лопнул: разорение Lehman Brothers привело к краху других американских банков и компаний.
При президенте Бараке Обаме в 2010 г. был принят закон Додда — Франка, ограничивший совмещение инвестиционной и коммерческой деятельности банков и ужесточивший контроль над ними. Однако до расщепления банковских империй дело не дошло. Теперь же Трамп предложил довершить начатое его предшественником.
Существует вероятность, что замыслам президента не дано будет осуществиться. Поправки 1999 г., развязавшие руки крупным банковским группам, были разработаны по инициативе конгрессменов-республиканцев. Поддержку акт получил со стороны представителей обеих партий, но республиканцы голосовали за него охотнее. Сейчас в обеих палатах Конгресса представители этой партии имеют большинство. Своего мнения по поводу последней идеи Трампа они пока не озвучивали, но не исключено, конгрессмены не поддержат чисто «демократический» закон, ограничивающий права крупного бизнеса в интересах рядовых граждан.
После кратковременного шока, вызванного словами Трампа, рынки позитивно отреагировали на перспективу раздробления банков. Котировки крупнейших финансовых корпораций на старте потеряли 2-3%, затем быстро наверстали падение, а торговую сессию завершили уже в плюсе. В этом нет ничего странного. Эксперты уверены, что идея Трампа будет выгодна всем: рынку она принесет более жесткую конкуренцию, а инвесторы смогут удачно продать свои акции при раздроблении крупных компаний. Если инвесторы, к примеру, будут иметь возможность купить только акции инвестиционного банка JPMorgan, но не владеть при этом долей в коммерческом подразделении Chase, то такие ценные бумаги будут стоить в полтора-два раза выше, чем сейчас.
Примечательно, что ранее американский президент выступал с противоположной идеей. Он хотел отменить часть положений закона Додда — Фрэнка, ограничивающего деятельность банков. Предложение наткнулось на резкую критику заместителя председателя совета управляющих Федеральной резервной системы Стэнли Фишера. Он заявил, что такое решение несет серьезную угрозу финансовой системе США и всего мира и что оно может спровоцировать повторение мирового кризиса 2008 года.
Андрей Филатов, Утро