Андрей Мовчан. Перспективы протеста дальнобойщиков
Отвечал корреспонденту Вашингтон Пост — и сам понял.
Что такое стачка дальнобойщиков в России? Это по уверениям самих дальнобойщиков где-то 100 000 машин и рост на 250 машин в день. С учетом русской традиции преувеличивать пусть это будет 50 000 машин и рост на 100 машин в день. Активный парк heavy vehicles — больше 1,6 млн машин, а еще есть альтернативные перевозчики — средние машины, Ж/Д и пр. То есть имеем дело с 3-4% парка (и менее 1-2% рынка) и перспективой роста еще на 2,5% парка за год при сохранении темпов роста (с большим вопросом, что будут есть водители весь этот год, то есть скорее всего если рост будет, то участие в стачке у водителей будет мерцающим, с работой на 30 — 70% загрузки).
В стачке участвуют малые компании и частные перевозчики, а основная концентрация участников на Северном Кавказе.
При этом — активное возмущение тарифами Платона (которые, кстати, сильно ниже, чем в Европе, включая Белоруссию) показывает, что маржи на рынке низкие и конкурентность очень высока. Выход с рынка 3-4% игроков никак не влияет на качество и объем перевозок и только укрепляет позиции конкурентов (в основном — более крупных компаний, у которых economy of scale работает), а если кто-то из близких власти людей думает создать «Росдальнобой» или «Русскую Дорогу» по понятным аналогиям, то для него это и просто подарок — под это дело можно рынок консолидировать, а затем и тарифы на перевозку поднять и по Платону по-свойски переговорить, на костях ушедших из бизнеса работяг и их именем договорившись о скидках, отсрочках и снижениях.
Все это с очевидностью объясняет и почему власти совершенно расслаблены и предоставляют силовикам общаться с забастовщиками (и то только в случае если забастовка переходит в активные действия), и почему (о чудо!) на жестко пригнутом к земле Кавказе, где мышь не пробежит и гомосексуалист не проскочит, акции дальнобойщиков встречаются с каким-то восточноевропейским демократизмом вместо привычного жесткого увоза в неизвестном направлении с наказанием родственников и публичными просьбами прощения у мудрого руководства.
В общем акции дальнобойщиков, как и вообще у нас в России общественные акции, сегодня слишком малочисленны, чтобы что-то изменить, и существуют в принципе только пока это И совершенно безобидно в макро масштабе И выгодно кому-то, стоящему за кулисами, со своей повесткой дня в потной ручке. Что никак не умаляет моего преклонения перед теми, кто решается на них выходить: с этической точки зрения результативность вообще плохой критерий, по крайней мере для тех, кто ежегодно празднует Пасху.