По следам протестов, которые некому возглавить. Маркеры и выводы Анатолия Несмияна
Пожалуй, можно сделать некоторые выводы из событий 26 марта и (теперь уже) 2 апреля.
Можно констатировать несколько совершенно четких маркеров происходящего. Первый — протесты носят сугубо стихийный характер, почти не организованы и не управляются. Структур управления нет вообще. Соответственно, протесты идут по затухающей. Третьего молодежного флеш-моба в столицах, скорее всего, уже просто не будет. Правда, там Ходорковский грозит в конце апреля вывести людей — но как обычно, он бежит за уходящим поездом. Его акция совершенно точно будет крайне локальной и малочисленной. Остальные протесты — дальнобойщиков, требования людей по зарплатам и тому подобное — все они идут в провинции, федеральные СМИ о них молчат, власть в таких условиях с людьми совершенно не церемонится.
Второй маркер — власть совершенно предсказуемо не намерена ни с кем разговаривать, все ее действия — «размазать печень по асфальту» (© Песков). Далее можно ожидать более-менее системных (насколько нынешние вообще способны на системные действия) репрессий вперемешку с туманными и неконкретными обещаниями всего хорошего против всего плохого. Никаких знаковых отставок сейчас не будет — иначе пацаны из подворотен продемонстрируют, что они испугались каких-то школьников.
Третий маркер еще более очевиден и предсказуем — к диалогу с протестующими абсолютно не готова оппозиция — ни парадно-отдавальческая легальная, ни маргинальная. То есть никакая. Микрофюреры всех оппозиционных группировок готовы возглавлять своих соратников, но вести диалог с кем бы то ни было за их пределами — для них непосильный интеллектуальный труд. Процессор перегорает сразу. При этом сам протест 26 марта и его затухающее отражение 2 апреля был подчеркнуто внеидеологичен.
Люди вышли не за Навального, хотя и по его призыву. Идеальные стартовые условия для того, чтобы попытаться найти с этими людьми общий язык, «прощупать» их на общие темы и лозунги — но оппозиция брезгует вышедшими на улицу людьми — вполне очевидно, что в итоге брезговать будут уже ей. Любой оппозицией — системной, несистемной, левыми, правыми, националистами и прочими такими же экзотическими борцами за что-то против чего-то.
Из сказанного можно сделать определенный вывод — сейчас (и, видимо, до осени) протестная волна будет столь же локальной и стихийной, идущей на убыль по нисходящей. Власть будет успевать гасить ее в зародыше. Организованные действия протестующих исключены — их попросту некому возглавить. Единственный человек, который теоретически способен сегодня на это — Навальный, но у него своя повестка — ему лишь нужно закрепиться на федеральном уровне и занять пустующую нишу «настоящей, правильной» оппозиции уже на этом уровне. Никакой власти он не жаждет, да и с шансами у него ровно ноль. Поэтому его стратегия вполне рациональна и приземлённа. Протест ему нужен именно для реализации этой цели, не более того.
Другой вопрос, что деградация обстановки объективно продолжается, и к осени возможна новая волна выступлений — еще более стихийных и более ожесточенных. И — более чем вероятно — столь же слабоорганизованных и нескоординированных. Это будет вести к усилению гражданского конфликта с властью и выдвижению уже вполне политических лозунгов. Здесь, как можно предположить, возможна развилка:
Либо в процессе осенних протестов выдвинутся новые, сегодня никому не известные лидеры — и тогда протесты пойдут по нарастающей. Либо всё останется на нынешнем уровне — и тогда у власти появится шанс снова их задавить, хотя это будет значительно труднее и, возможно, уже не без жертв. Рассматривать вариант, что оппозиционные вожди сумеют воспользоваться перерывом и все-таки скоординировать свои действия и начать выдвигать повестку для перехвата протеста, я не стану — это фантастика. Нынешняя «оппозиция» (и системная, и несистемная) выглядит совершенно недееспособной.
Однако здесь есть еще один фактор, котрый может серьезно скорректировать осеннюю повестку. До сих пор неясно, будетт ли Путин идти на четвертый (точнее, пятый) срок. Если пойдет — то все будет по плану — осеннее ожесточение ввиду понимания полной бесперспективности происходящего неизбежно.
У власти есть ход, который может внести существеннейшие коррективы во всё. Это вариант «Преемник». От личности такового зависит довольно много. Понятно, что его задачей будет сохранение действующей системы, и объективно страна будет продолжать умирать — выдвигать реформатора никто не станет, да и нет реформаторов в Кремле. Но пропаганда сможет отработать номер «ожидаем и надеемся», что позволит провести выборы и протянуть год-полтора на этих ожиданиях. На мой взгляд, самым сильным кандидатом в преемники для реализации такого сценария выглядит Сергей Иванов. Возможно, его для этого и удалили на время — выключив из межклановых разборок и освободив от обязательств перед разными группировками. При этом Иванов — пожалуй, единственный, кто способен гарантировать Путину спокойную старость, а его друзьям — как минимум нераскулачивание.
При таком сценарии протесты осенью будут, но гораздо более разрозненными и локальными, чем если все останется, как есть. У правящей знати появится еще год-полтора, а в нынешних условиях это практически бесконечность. Потом, конечно, будет еще хуже — но это ведь будет потом, кто ж так далеко заглядывает.
Теоретически (очень теоретически) возможно, что в оппозиционной среде (не системной оппозиционной, конечно — эта публика не станет рисковать кровно заработанными местами в Думе, служебными автомобилями и прочими подачками) найдется кто-то, кто сумеет подняться над своими амбициями и попробует использовать имеющиеся до осени полгода для того, чтобы выдвинуть лозунги, который найдут отклик у максимально широких масс — как минимум в крупных городах. Не просто выдвинуть, но и максимально активно начать их доводить до массового сознания, закладывая основу для своего появления осенью уже в ранге потенциального лидера. Создавать сетевые структуры управления будущими протестами, искать союзников и договариваться.
Но по понятным причинам, всё это очень наивно — таких людей сегодня точно нет. Они не появились в процессе событий 26 марта и 2 апреля, их не будет и дальше. Нынешняя «оппозиция» — это ни о чем. И с этим фактом придется жить.
Хорошего, кстати, здесь мало — осенние протесты неизбежны и объективны. Власть не желает ни менять политику, ни договариваться со смердами, ее устраивает всё. Собственно ждать от нее, что она прекратит грабить страну — просто наивно. А раз так, то либо осенние протесты будут носить организованный и управляемый характер, либо они будут все более хаотичными и ожесточенными.
Несмиян похоже сменил повестку дня. Раньше причинами всех бед у него был «вашингтонский обком».