Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Настроение граждан при кризисе: оптимизма поубавилось

Россияне в последние годы начали верить в лучшее и стали меньше бояться грядущего дня. Но кризис ударил по оптимистичному настрою наших соотечественников. Менее половины россиян, по данным опроса SuperJob.ru, верят в перемены к лучшему в жизни нашей страны в ближайшие 5 лет. За последние 5 лет это самый низкий результат. Максимальный оптимизм наши сограждане продемонстрировали в 2006 году, когда в перемены к лучшему верили 63%, сейчас так говорят всего 43% опрошенных. Интересно, что наибольший оптимизм проявляют респонденты с наиболее низким доходом (до 15 тысяч рублей). 50% из них верят в лучшее. Кроме того, чаще смотрят с верой в будущее женщины (48%) и молодежь (50%).

Прибавит оптимизама и бодрости увлажнитель воздуха — ведь в большинстве квартир и офисных зданий воздух слишком сухой. Качественные увлажнители воздуха европейского и азиатского производства можно выбрать на techport.ru.

Одни респонденты говорят, что жизнь переменится к лучшему при модернизации экономики. «Изменится к лучшему, если начнут хоть что-то делать, а не торговать ресурсами»; «Будем надеяться, что в стране наладится и производство, и сельское хозяйство, и образование, и медицинское обслуживание. Не будем зависеть от нефти и газа. И жить будем! И будем жить хорошо!» — мечтают они.

Другие говорят, что все зависит от самих людей. «Мысли всегда материализуются. Тот, кто напишет, что будет жить лучше, действительно будет жить лучше, а тот, кто выберет другой ответ, так и будет жить, обвиняя государство во всех своих бедах»; «Я сделаю свою жизнь лучше, потому что надеяться на других и ждать, что кто-то её улучшит, – глупо», — заявляют респонденты.

Почти треть наших соотечественников (30%) не хотят лишний раз обнадеживать себя и других, полагая, что в ближайшие 5 лет жизнь в России станет хуже. Чаще всего так говорят респонденты старше 50 лет (41%) и мужчины (33%). «А что может измениться к лучшему?» — вопрошают они. Низкий уровень жизни и социальные проблемы не оставляют респондентам надежд на перемены: «Живём всё хуже и хуже, зарплаты низкие»; «Правительство не помогает народу, не борется с наркоманией, алкоголизмом, в стране много бездомных, люди стали злыми и равнодушными ко всему…»

Более четверти опрошенных (27%) не видят предпосылок ни для каких перемен. «В этой стране и в ближайшие 100 лет ничего не изменится!» — заявляют они.

Что касается оценки последних лет, здесь оптимизма еще меньше. 44% опрошенных сказали, что за последние 5 лет жизнь в нашей стране изменилась к худшему. Чаще всего это замечали респонденты в возрасте 40-49 лет (54%).

«Строятся только торговые центры»; «Разве это жизнь? Цены растут, безработица, состояние здравоохранения критическое, разваливается ЖКХ, пенсионеры унижены, дети не обеспечены детскими садами, а детские сады не обеспечены финансово. Зато цветёт махровым цветом бандитизм и наркоторговля…»; «Коррупция возросла, без взяток ничего не сделать. Предприятия разворовали. Собственного производства не имеем», — жалуются респонденты. Между тем, некоторые из них обвиняют в происходящем СМИ: «Ухудшилась прежде всего психологическая обстановка, много ненужной негативной информации».

Между тем, 37% увидели положительные перемены за последние 5 лет. Такую оценку чаще дает молодежь (44%) и респонденты с доходом 25-35 тысяч рублей в месяц (41%).

«Если хочешь хорошо жить – работай. И нам такая возможность предоставлена»; «Мы стали понимать, чего мы хотим»; «Дышу свободой. Могу зарабатывать. Всё в моих руках. И это прекрасно», — радуются они.

Даже в экономических неурядицах оптимисты отмечают положительные моменты. «Может быть, для кого-то кризис – это трагедия, но я уверена, что в это время пострадали только те, кто живёт неправильно и кому был дан шанс задуматься, как он живёт и чем занимается, чтобы изменить свою жизнь к лучшему», — говорит одна из респонденток.

19% опрошенных не заметили никаких перемен за последние 5 лет. «Не может жизнь поменяться, когда люди не меняются»; «Лучше она стала для тех, кто всегда жил хорошо: богатые как были богатыми, так и остались, а средняя прослойка, думаю, лучше жить не стала»; «Все изменения к лучшему были уничтожены кризисом», — говорят они.

Финам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *