Поддержку реального сектора экономики секвестрируют в 8 раз
Еще в день назначения нового министра экономического развития я не скрывал своего разочарования в части принятого решения. Была небольшая надежда на то, что человек во главе одного из ключевых министерств правительства поумнеет, но… Сегодня стало известно, что Минэкономразвития внесло на рассмотрение правительства план поддержки экономики на 2017 год. Из предложенного документа следует, что общая сумма, которая будет направлена на поддержку реального, а не спекулятивного (читай финансового), сектора отечественной экономики составит 108,75 млрд рублей, что (внимание!) в 8 раз меньше, чем было предусмотрено в антикризисном плане на 2015 год.
В лучшем случае «с барского стола» МЭР денежные средства получат только четыре отрасли: автопром, транспортное машиностроение, сельское хозяйство и легкая промышленность. Впрочем, даже эта очень скромная, по меркам федерального бюджета, сумма в казне пока отсутствует. Минфину еще предстоит изыскать источники финансирования.
Вдумайтесь! В 8 раз будет сокращена поддержка реальных предприятий и производств! Ладно бы в текущем году была серьезная антикризисная поддержка, но по данным Счетной палаты России, план, который был принят правительством в начале 2016 года, исполнен в части финансирования только по 2 из 38 пунктов. Фактически Кабмин провалил по всем статьям собственный набор антикризисных мер, но при этом чиновники «молчат себе в тряпочку».
Самое забавное, как чиновники Минэкономразвития объясняют секвестр расходов на поддержку реального сектора. По их мнению, сейчас «экономика выходит на траекторию роста», тогда как в предыдущие в годы в ней «наблюдались кризисные явления».
Для чиновников МЭР кризис в прошлом? Рост российской экономики достиг своего дна? Да, неспроста предыдущего министра экономического развития называли «водолазом», по всей видимости, и новый министр решил изучать глубины экономической «нормальности».
Напомню, официальный прогноз Минэкономразвития предполагает увеличение ВВП на 1,2% в 2017 году с ускорением до 1,8% и 2,1% в последующие два года. Данные цифры находятся в зоне статистической погрешности, но по всей видимости, для «экономических гуру» это не имеет никакого значения.
Задранная ключевая ставка, отсутствие доступных денежных ресурсов, секвестр программы поддержки – это уже не 2016-й, это план правительства и ЦБ на следующий 2017-й год. Можно сколько угодно делать вид, что экономика адаптировалась к «новой реальности», но факт остается фактом: отечественная экономика все глубже погружается в многолетнюю стагнацию, где роль государственной поддержки сведена к незначительным вливаниям денежных средств, которые еще «предстоит изыскать».