Рост цен на нефть — конъюнктурный эффект, ждем снижение. И как вообще сокращать?
Россия и страны ОПЕК смогли согласовать долгожданную сделку по снижению добычи нефти в объеме порядка 1,9% от мирового уровня, пишет “Коммерсант”.
Цены на нефть уже выросли на 10%. Издание отмечает, что Москва впервые с 1999 года согласилась участвовать в общем сокращении стран ОПЕК, освободив от этого входящий в картель Иран. Однако итоговое влияние сделки на отрасль оценивается неоднозначно: сохраняется риск невыполнения договоренностей, в том числе Россией, и ответного усиления позиций американских производителей нефти, которых сделка не затрагивает.
“Да, в итоге сокращение существенно больше, чем ожидал рынок, но нужно помнить, что Саудовская Аравия уже добывала на 400 тыс. баррелей в сутки выше обычного зимнего уровня, а Россия резко наращивала добычу в последние месяцы”,- говорит один из собеседников газеты.
Вызовом для сделки станут два фундаментальных обстоятельства:
- Во-первых, страны ОПЕК, как правило, не соблюдают установленные квоты, отмечает Валерий Нестеров из Sberbank CIB. Да и Россия, которая в 1999 году обещала сократить добычу на 100 тыс. баррелей в день, по итогам года ее фактически нарастила, и “саудиты это запомнили”, добавляет источник издания на рынке.
- Во-вторых, влияние на рынок альтернативных производителей, прежде всего сланцевой нефти из США, которая может занять нишу, освободившуюся после ухода нефти ОПЕК и России.
“Это решение ОПЕК окажет только конъюнктурный эффект, в долгосрочном плане не будет улучшения”, – полагает Валерий Нестеров.
Он указывает, что, даже если все участники сделки будут соблюдать ее условия, на рынок давят большие запасы и балансировка произойдет не ранее второй половины 2017 года. По мнению эксперта, российские производители нефти не слишком заинтересованы в сокращении, поскольку получают прибыль даже при текущих ценах.
Анатолий Несмиян: это капитуляция перед Трампом
Страны ОПЕК договорились о сокращении добычи нефти на 1,2 млн баррелей в сутки. Россия согласилась не только заморозить добычу, но и сократить ее на 300 тысяч баррелей (правда, саудиты требовали 600 тысяч). Цены на этом фоне существенно выросли — на 8%. Учитывая, что договоренности о сокращении касаются примерно 3% добываемой нефти, скачок цен явно носит спекулятивный характер и они скоро скорректируются вниз.
Тем не менее, эффект от этого мероприятия, судя по всему, близок к нулю: от повышения цен выигрывают в первую очередь американские производители сланцевой нефти, которые не договаривались о сокращении и вообще не участвуют в соглашении. Сокращение предложения со стороны ОПЕК и России позволит американцам заместить эти выпавшие объемы, причем для этого им понадобится два-три месяца (как раз к инаугурации Трампа), после чего ситуация вернется к той, что была до соглашения — но США увеличит свою долю на рынке. Отыгрывать назад ОПЕКу и России будет непросто.
В принципе, всё на поверхнсти, но договариваться все равно пришлось — никаких других инструментов у ОПЕК не существует, и если она и далее продолжала бы ничего не делать, мог возникнуть вопрос о ее дееспособности и смысле существования. По сути, произошедшее — капитуляция перед американцами и подарок Трампу. В надежде, чт он оценит такой шикарный жест.
Павел Пухин: как Россия будет сокращать нефтедобычу
Коллеги, как сокращать добычу будем, есть идеи?
Первый момент, сокращение 400 тыс. баррелей в сутки «в лоб». Давайте посчитаем, возьмем средний дебит по РН по всему фонду — это 14 с копейками тонн, условно 100 баррелей в сутки, то есть необходимо заглушить 4000 (!) скважин в первом приближении или 10,5% всего действующего эксплуатационного фонда. Это если только РН (без учета БН).
Второй момент, допустим сокращают все. Понятно, что от общего фонда рабочих скважин (что-то в районе 150 тыс.), цифры будут еще ужаснее, так как средний дебит прилично ниже.
Третий момент – временные сроки. Естественный деклайн за год, он примерно в этих рамках и лежит. То есть если совсем ничего не делать, то база по добыче повалится на 6-8% грубо в среднем, а сокращаем мы на 4% примерно. Это цифры совсем без ГТМ и новых скважин, чего очевидно не бывает.
Четвертый момент – общий прогноз по добыче нефти РФ на следующий год это еще +200-300 тыс баррелей в день. При чем рост за счет новых проектов, чего будем делать? Останавливать бурение-освоение-ввод, не выходить на запланированную полку? Как это повлияет на экономику отдельных проектов? Ад короче.
Пятый момент, попробуйте ка отключить ППД зимой в Запсибе, посмотрите как замёрзнет и полопается все что только может замерзнуть и полопаться.
Шестой момент — жесткая текущая модель администрирования недропользования, предусматривающая уровни добычи и штрафные санкции за разубоживание запасов, невыполнение положений ПТД и тд. Прецеденты отсутствуют насколько я знаю.
Седьмой момент сюда же, глушение скважин старого фонда это по сути необратимая процедура, то что скважина не отобрала уже никак практически не вернуть рентабельно, то есть в перспективе это выпадающая добыча в будущем и недостижение проектных показателей.
Восьмой момент – разнонаправленная динамика нефтегазодобывающих компаний, ведь кто-то падает или стоит флэтом, а кто-то растет прилично. Последним как быть?! Корректировка БП и бюджетов? А тендера, подрядчики, оборудование уже на месте и т.д. и т.п. Опять ад.
Итого кратко – имхо в РФ нет легкого механизма чуть-чуть прикрутить заглушку. Таковой механизм есть у основных производителей стран залива. Будет весело. У меня все.
По сути опек сократит добычу не на 1200000 а на 500000, так ка из картеля вышла индонезия и ее квоту в 700000 распределят между участниками картеля.
А России предлагают снизить на 300000. На мой взгляд как то не справедливо.