Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Михаил Крутихин о задержании Улюкаева: все члены правительства Медведева не принимают решений сами, а только утверждают решения «элиты» и являются расходным материалом

Михаил КрутихинПартнер консалтингового агентства RusEnegry Михаил Крутихин рассказал порталу Rus2Web, почему главным выгодоприобретателем от истории с задержанием Уликаева оказался глава «Роснефти» Игорь Сечин и какую роль сыграло либеральное прошлое Улюкаева:

– Для начала разберемся, какая схема событий предшествовала задержанию главы Минэкономразвития. Министр Алексей Улюкаев, от которого требовалось одобрить приобретение контрольного пакета «Башнефти» государственной компанией «Роснефть», изначально был против этой сделки. И совершенно правильно, поскольку это чистая махинация, в которой нет никакой приватизации. То есть госкорпорация «Роснефть» вместо того, чтобы вернуть деньги в госбюджет в виде дивидендов и налогов, использует эти средства на свое расширение за счет другого актива. Улюкаев неожиданно меняет свое мнение – вероятно, по просьбе сверху – и дает благословение на эту сделку. Получается, что государственная компания за государственные же деньги получает контроль над другой государственной же компанией и государственный чиновник выносит государственное решение, что это правомерно.

По принятым в России нормам, Улюкаев ожидает какого-то вознаграждения за неправомерное решение, то есть отката от этой сделки. В данном случае он воспринял принесенные ему деньги как данное вознаграждение. Министр не подозревал, что якобы уже давно находится в разработке у следственных органов и что эти деньги поступили не от «Роснефти», а от силовиков.

Что касается того, почему под удар попал именно Улюкаев, то в этом случае мы наблюдаем соперничество внутри той «элиты» – людей из окружения президента, – которая принимает реальные экономические решения в стране. Скорее всего, кому-то не понравилась фигура Улюкаева, и было решено, что его можно принести в жертву. Статус министра этому никак не помешал: ведь все члены правительства Медведева не принимают каких-либо решений сами, а только утверждают решения «элиты» и являются расходным материалом. Кроме того, Улюкаев попал под удар еще и потому, что у него долгая, почти 25-летняя история либерального экономиста, члена команды Егора Гайдара, имеющего репутацию либерала в кабинете министров. Это сообщение либералам о том, что любой из вас продажный, любой из вас поддается на соблазн стать коррумпированным, – мы видели задержание губернатора Кировской области Никиты Белых, мы видели другие случаи, поэтому такая ситуация не исключение, а правило. То есть либералам показывают, кто они такие: сидите на месте и не заикайтесь.

В то же время уже поступили сообщения, что глава «Роснефти» Игорь Сечин вне подозрений, а сделка по покупке «Башнефти» пересматриваться не будет. Естественно, это вызывает законное внимание к фигуре Сечина и подозрения, ведь все указывает на то, что выгодоприобретателем этой истории как раз является глава «Роснефти». При этом Улюкаев дорогу ему не переходил, а скорее, помог. Ведь теперь не исключено, что в связи со скандалом вокруг задержания главы Минэкономразвития отложат под сукно и забудут о сделке по приобретению «Роснефтью» своих же собственных акций – госпакета в 19,5%, поскольку сделка уже несколько запятнана. Речь идет о еще одной псевдоприватизации, которую теперь боятся ее организаторы.

Изначально госпакет «Роснефти» предлагался стороннему покупателю, но когда желающих не нашлось, госкомпания захотела сама приобрести акции. Но тут возникло препятствие, которое в «Роснефти» не предвидели. В результате того, что 19,5% акций, принадлежащих государству, перейдут в разряд так называемых «казначейских», они перестанут иметь статус голосующих. Общее число голосующих акций сократится, в результате чего почти 20% голосующих акций компании BP превратятся в 25%. Тогда BP приобретает право вето на стратегические решения Игоря Сечина. Эти последствия в «Роснефти» не продумали, а когда поняли, то начали искать стратегического инвестора, но найти его не удалось. В результате идеальным решением проблемы было забыть о сделке. Задержание Улюкаева способствовало выполнению «плана Б» «Роснефти». Это красивый выход из некрасивой ситуации – власти одновременно демонстрируют борьбу с коррупцией, наказывают либералов, которые кичатся своей честностью и закрывают вопрос со сделкой «Роснефти».

Что касается Улюкаева, то у него была очень хорошая репутация. Поэтому задержание – это удар и по ней, и по его карьере. Если дело ограничится штрафом, то Улюкаеву придется заплатить 200 млн долларов, которые ему явно придется брать в долг у какого-нибудь полковника милиции, иначе он этих денег не найдет. В худшем случае, Улюкаеву грозит до 15 лет лишения свободы. Судьба чиновника зависит теперь не от решения судей, поскольку в этом деле про юстицию можно забыть, а от решения, которое будет приниматься в Кремле.

Читайте также:

комментария 2

  1. Сердитый:

    Театр вороватых марионеток.

  2. perl:

    ПАПА слил неугодного

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *