Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Воскресное чтиво. За что идет война в Донбассе

Еще в 2012-13 гг. правительство Януковича заключило[17] лицензионные договора на разработку и добычу сланцевого газа на Юзовском месторождении (Харьковская и Донецкая области, запасы газа примерно 2 триллиона кубометров) и на Олесском месторождении (Ивано-Франковская область, запасы газа порядка 1,5 триллионов кубометров). Первое было отдано фактически в полное распоряжение британо-нидерландской нефтегазовой компании Royal Dutch Shell, второе — американской компании Chevron.

Месторождения сланцевого газа

Условия лицензионных договоров (проект имеется в интернете) таковы, что сомневаться в экстра-колониальном характере этих договоров не приходится[18]. Все права и все прибыли фактически принадлежат инвесторам, т.е. западному капиталу. Украинскому государству перепадают сущие крохи (правда, при газовых колоссальных суммах эти «крохи» составляют в абсолютном выражении немалую сумму, вполне способную осчастливить конкретных единичных лиц в украинском правительстве). А украинскому народу, как оно всегда было при капитализме, достается шиш без масла, и даже хуже. (Рассказывать в сотый раз, во что превращает добыча сланцевого газа, организованная капиталистами, те территории, на которых она ведется, полагаю не стоит — об этом очень подробно говорилось и в российских, и в украинских СМИ).

В частности, по условиям лицензионных договоров 65% добытого газа принадлежит инвесторам как компенсация за предоставленные технологию (!), оборудование, химию и т.д., а оставшиеся 35% делятся «по-честному»: 60% — инвесторам, 40% — украинскому государству. В итоге Украине отойдет не более 14% добытого газа — весь остальной газ будет принадлежать иностранному капиталу.

Мы не случайно выше выделили слово «технология» — оно ясно показывает всю подлость подобных капиталистических договоров. Дело в том, что технологии, за которые теперь украинское правительство готово расплачиваться с западными капиталистами по самым высшим расценкам, на самом деле советские! Мало того — в значительной степени они украинские! Именно на Украине впервые в мире был произведен гидроразрыв угольного пласта. Было это еще в 1954 году в ходе работ по подземной газификации углей в Донбассе[19]. А далее эта технология только совершенствовалась. В 1956 году на ее основе была построена Южно-Абинская станция подземной газификации углей вблизи города Киселевск (Кемеровская обл.), снабжавшая голубым топливом 14 промышленных предприятий и местное население. Получается, что украинское правительство просто водит украинский народ на нос, рассказывая сказки о «предоставлении западной технологии», а на деле нагло обкрадывает собственное население, бесплатно раздавая богатства страны западному капиталу!

Далее, по этим лицензионным договорам все сопутствующие ископаемые, найденные при добыче сланцевого газа, также принадлежат западным инвесторам. Это фактически означает, что украинское правительство просто подарило иностранным капиталистам недра своей страны со всем их содержимым на указанной в договоре территории! А ведь это огромные ценности. Например, в пределах Юзовского месторождения у села Адамовка рядом с г. Славянском расположено большое урановое месторождение. Учитывая, что разведанных запасов урана в мире осталось не более чем на 100 лет, такой подарок западному капиталу можно считать просто царским. (Кстати, на Украине немало атомных электростанций, дающих громадное количество электроэнергии, значительную часть которой украинское правительство продает в Европу. Если бы оно хоть немного думало о будущем своего народа, то бы ни при каких условиях не стало разбазаривать то, что в самом ближайшем будущем этому народу пригодится самому.)

Еще одна потрясающая преференция, предоставленная западному капиталу лицензионными договорами — украинская таможня не имеет право досматривать грузовые контейнеры, ввозимые инвесторами. Понятно, что в соответствии с этим условием завезти на Украину можно все, что угодно, хоть радиоактивные отходы, хоть химическое, бактериологическое или даже ядерное оружие.

Можно сказать, что мы зря вспоминаем прошедший день — мол, всем известно, что Shell «сделала ноги» из Донбасса, как только там началась война. Точно также поступила и Chevron, отказавшись[20] в конце 2014 года от добычи газа на Олесской площади. Однако идея разрабатывать сланцевый газ у украинского правительства не пропала, ее пытаются реализовать теперь уже с другими инвесторами[21]. На этот раз сланцево-газовую активность проявляет уже «майданное» правительство Порошенко, которое твердо идет по стопам своих домайданных предшественников (это хорошо показывает их единую классовую природу).

Нашелся и новый хозяин Юзовскому месторождению сланцевого газа — некая фирма Yuzgaz B.V., только что организованная. Кому она принадлежит, пронырливые буржуазные журналисты установить не смогли (а может, и не слишком хотели). Поговаривают, что за спиной этой обычной для современных монополий «матрешки» (когда учредителем одной мутной фирмы выступает другая такая же мутная фирма, а ее учредителем еще одна не менее мутная фирма, и т.д. — концов в таких схемах найти непросто) стоят украинские олигархи и доверенные лица Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)[22]. Буржуазные СМИ называют даже некоторые имена, например, С.Таруты, и что наиболее интересно для нас — ловкого директора Шахты им. Засядько, депутата Верховной Рады Е. Звягильского. Последний для своей фирмы ООО «ЮЗГАЗ» (!!!) недавно получил разрешение украинского правительства на геологическое изучение с дальнейшей добычей газа (!!!) на девяти площадях, в том числе на территории Богодуховского и Дергачевского районов Харьковской области. (Между прочим, именно в Харьковской области компания Shell успела пробурить несколько скважин.)

Кстати, именно Шахта им. Засядько принимала активное участие в разработке месторождений сланца.[23] Случайно это? Вовсе нет. Вот рассказ одного нашего товарища из Донецкой области о его контактах с компанией Shell, начавшей работать на Украине.

«В конце 11 — начале 12-го года я месяца три сидел без работы и поэтому усиленно рылся в сети в поисках подходящей вакансии. И дважды натыкался на объявления конторки «Shell — Украина». По этим объявлениям Shell искала региональных специалистов для связи с местной властью и специалистов по общению с местным населением. Я тогда дочитывал книжонку Волковского «История информационных войн», и там есть эпизод, в котором рассказывается, как Коленкур вербует в Польше агентов из числа местных жителей с целью поиска наиболее плодородных земель и прочих угодий и улаживания вопросов расквартирования Великой армии в поместьях шляхты. Такие себе эмиссары-квартирмейстеры, которые заранее убеждали бы поляков в том, что если французская армия встанет в Польше на длительный постой, то от этого полякам только благо. Не люблю механического проведения аналогий, поэтому не выдержал и позвонил по указанному номеру. Ответила барышня. После необходимого предисловия я попросил её более обстоятельно рассказать о том, что придётся делать соискателю, если его возьмут на работу. Она сказала прямо: главная задача — готовить общественное мнение к тому, что в нескольких районах Донецкой области шелловцы начнут бурение газовых скважин. Кроме того, нужно будет улаживать с местной властью все возможные конфликты, связанные с проведением работ на личных участках земли, на берегах водоёмов, в лесопосадках и лесах. Если, сказала она, вас интересуют технические подробности, заходите на наш сайт. Я зашёл. А там прямиком выложен принцип безогневого разрушения угольного пласта с помощью гидроударов. Но самое интересное не это. Шелловцы вскользь ссылаются на опыт бурения сверхглубоких скважин в СССР. Я уточнил по старым справочникам, что такое бурение действительно проводилось на Кольском полуострове. Там наши в 1970 г. пробурили скважину глубиной 7600 м, а к 1983 г. добурились до 12 066 метров. И там же — как попутную технологию разрыхления песчаника — разработали и применили гидроудар с помощью пластита. Технология сверхглубокого бурения была опытной и требовала доработки. Она давала основные принципы такого бурения, но не давала способов подъёма слабосжатых газов или жидкостей на поверхность земли с глубин, превышающих 2 км. Оставалось только придумать газлифт, способный выдавать газ под давлением на высоту 2 км и более. Если такая технология сегодня есть — донбасский газ можно брать.»

Здесь придется кое-что пояснить нашим читателям. Дело в том, что хотя газа в Донбассе действительно очень много, он тяжёлый для добычи. Весь донбасский газ в пластах до глубины 1,5 км — это пузырьковый газ (тот самый сланцевый газ). Для того чтобы его получать в промышленных объёмах, как мы уже говорили, пласты нужно непрерывно взрывать с помощью гидроударов. Этим и собиралась в 11-12 годах заниматься Shell. Но на глубинах свыше 1,5 км, под пластами, где залегает в Донбассе коксующийся уголь, есть газоносные породы, в которых имеются не только кавернозные (губкообразные), но и полостные ёмкости газа. Некоторые из этих полостей могут соединяться и образовывать огромные газовые резервуары. Причем метан в этих резервуарах сжат до такого давления, что начинается его капельная конденсация (то есть это фактически почти готовый сжиженный газ!). Добыча этого газа представляет для капитала колоссальный интерес, гораздо больший, чем сланцевый газ, поскольку там не требуется столько постоянных затрат, как при добыче сланцевого газа. Здесь главное добуриться до нужной полости и качай себе голубое золото прямо в карман. При условии, конечно, что есть соответствующая технология подъема газа.

Ну, так причем здесь Шахта им. Засядько? Очень даже причем.

  • Во-первых, она расположена и разрабатывает такие пласты, в которых наиболее вероятно наличие таких газовых резервуаров.
  • Во-вторых, это готовая буровая площадка, оборудованная на глубине более километра (как, кстати, и Шахта им. Скочинского, и некоторые другие шахты, имеющие минимум три готовых ствола, по сути, три большие скважины диаметром до 8 метров). С нее до газоносных пластов остаётся добурить 300 – 500 метров, а это совсем не то же самое, что бурить 1300 – 1500 метров с самой поверхности. Выгода в затратах налицо.
  • И в-третьих, Шахта им. Засядько — это своего рода целый научный центр, которые занимается проблемой газа не первое десятилетие. И этот научный коллектив, действующий в тесной связи с рядом крупнейших НИИ и имеющий фактически собственную испытательную и производственную площадку, кое-чего за эти годы достиг. С 1999 года на шахте было запущено двенадцать газогенерирующих установок, которые отбирают газ из забоев и отправляют его на хозяйственные нужды предприятия[24]. А несколько лет назад там была специально пробурена скважина глубиной 3250 м, как утверждают, с целью определить пути возможного вывода газа из более глубоких горизонтов, расположенных на территории шахты[25].

Учитывая активность гр. Звягильского в последнее время в получении площадок на «геологическое изучение с дальнейшей добычей газа», есть все основания предполагать, что эта необходимая технология «газового лифта, способного выдавать газ под давлением на высоту 2 км и более», о которой говорил наш донецкий товарищ, или уже имеется в распоряжении Звягильского, или находится на выходе. (В этом случае легко объясняется и тот факт, что украинские СМИ, говоря о новых разработчиках Юзовского месторождения, все время упоминают имя предприимчивого директора Шахты им. Засядько.)

Понятно, что этот глубинный донбасский газ будет много дешевле сланцевого. У Shell со всеми их технологиями себестоимость сланцевого газа была более 200 долларов за тысячу кубометров[26]. При мировой цене на газ в 400 долларов это еще имело смысл. Но после того, как цена упала до 160 долларов, интерес капиталистов к добыче сланцевого газа пропал. Потому Shell проект и закрыл. Иное дело глубинный газ. Его себестоимость при имеющихся условиях вполне может быть сравнима со стоимостью добычи метана традиционным способом. А учитывая тот факт, что по своему составу угольный газ зачастую лучше природного, так как содержит меньше примесей и на 92–95% состоит из чистого метана[27], что находится он практически в сжиженном состоянии и добывать его будут совсем рядом с европейской границей, конкурентоспособность глубинного газа на мировом рынке может быть выше российского, транспортировать который приходится за многие тысячи километров (что, бесспорно, сказывается на его цене).

Читайте также:

комментариев 6

  1. Саша ты не прав:

    Замечательная статья, однако не вижу резюме? Во первых, чем российские, украинские и западные буржуи отличаются друг от друга. НИЧЕМ! Все мрази, ну разве, что западные за труд платят достойные деньги. Во-вторых, получается, что в лднр, никакими народными республиками не пахнет, власть захватили бандиты на деньги газпрома.

  2. прохожему:

    А КПРФ поддерживает эту бойню между братскими народами, сволочи. Зюганов просто подонок.

  3. Петр:

    Рабочий класс? Социалистическая революция? Где-то это уже было. Не помню где.Ничего хорошего кажется тоже не получилось.

  4. Neskazu:

    Мощная статья и притом БЕСПРИСТРАСТНАЯ! Автор одинаково громит, (респект и уважуха) и «синих» и «красных» и выводы вполне справедливые, только вот революция…..
    нужно искать другие пути, типа как рабочий контроль над буржуазией, как при батьке Махно, по крайней мере, в фильме.

  5. Серёга:

    Все правильно. Буржуев надо гнать и объдиняться снова в одно государство. Большинство бывших республик, если без буржуев, снова будут стремиться к объединению. Буржуйская частная собственность разъединяет нас, трудящихся.

  6. pimandr:

    эх, мечты мечты
    буржуи сплочены и едины в своем стремлении денег и власти
    они образованны, целеустремленны, и самое главное их убеждения абсолютно непоколебимы
    даже социалистические революции в России делались буржуями для своих целей
    а т.н. трудящиеся, тем более сейчас уже, просто аморфная толпа зачатую быдла
    Хохляндия показала на что способна такая топла — ничего кроме быть инструментом в других руках.
    миром всегда правила ИГРА элит

    так что мечтайте дальше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *