Девелоперский кризис: выводы

Завершается год, ставший непростым для недвижимости в целом, и для первичного рынка – в частности. Резкое падение спроса, произошедшее год назад, привело к прерыванию потока финансирования, а это заставило девелоперов пересматривать нормы прибыльности, снижать цены на свои объекты, сокращать персонал, и предпринимать другие непопулярные шаги.

Уязвимые места девелопмента

Очевидно, что любой бизнес состоит из сложностей, и многие проблемы не носят отраслевой характер, а относятся ко всем сферам деятельности. Однако девелопмент имеет ряд специфических особенностей, которые наиболее ярко проявились в связи с кризисом в уходящем году.

Зависимость от доступного и непрерывного финансирования

Практически ни один крупный проект невозможно реализовать без привлечения кредитных ресурсов. К тому же, недвижимость традиционно является предметом инвестирования и спекуляции. Пока рынок развивался по нарастающей, это вызывало приток денег, в результате чего он разогревался, и цены продолжали расти. Но как только наступила стагнация и инвестиционная привлекательность проектов упала, начался резкий отток капитала, что привело к падению цен и снижению прибыльности проектов, некоторые из которых были приостановлены в связи с недостаточностью финансирования.

Девелоперский бизнес нестабилен и цикличен

«Начиная любой проект, важно грамотно оценивать риски и быть готовым к возможному падению, которое рано или поздно обязательно случится. А так как строительные проекты долгосрочны – то на время их реализации, скорее всего, придется и рост, и падение рынка. Именно поэтому наибольшие проблемы пришлось решать тем участникам рынка, кто вел дела в расчете на будущие сверхприбыли», — отмечает Леонид Максимов, Председатель Совета директоров Группы компаний «Пионер».

Зависимость от информации

Покупатели склонны внимательно следить за информационным полем, и часто руководствуются ошибочными и ажиотажными сообщениями. В СМИ регулярно появляются прогнозы разного рода экспертов, и многие из них являются преувеличенно драматическими, или наоборот – неоправданно оптимистичными.

О чем поют финансы?

По словам Леонида Максимова, в уходящем году работа с банками стала важнейшей составляющей бизнеса каждого девелопера. Заметно сложнее стало с привлечением средств под новые проекты. Однако, в последние пару месяцев эксперты отмечают положительные тенденции: банки начали проявлять инициативу в обсуждении перспектив сотрудничества. «Думаю, в 2010 году можно прогнозировать увеличение объемов кредитования на рынке недвижимости, но очень избирательно», — прокомментировал Максимов.

То же касается и ипотечного кредитования. Если раньше объем сделок по ипотеке по некоторым строящимся объектам ГК «Пионер» достигал уровня 30%, то с началом кризиса он упал до 2-3%; можно сказать, сделок практически не было. Но, опять же, в последний месяц ситуация стала улучшаться. Однако процентные ставки все еще остаются высокими, поэтому в 2010 году можно прогнозировать не более 10-15% сделок с привлечением ипотечных кредитов при покупке квартир в новостройках.

Наиболее «просевшие» и наиболее «устойчивые» сегменты.

Кризис затронул в первую очередь коммерческую недвижимость, а также элитный и бизнес классы. Именно там ситуация наиболее сложная, и снижение цен самое заметное. Но в каждом сегменте есть удачные объекты, ликвидные в любое время.

Что касается популярности, то львиная доля спроса приходится на массовое жилье. Большинство покупок в нем совершается с целью дальнейшего проживания, в отличие от элитного и бизнес классов, где доля инвестиционных сделок с целью дальнейшей перепродажи была гораздо выше. Основной приток средств сейчас идет именно в эконом-класс, поэтому многие девелоперы переводят свои объекты в этот сегмент, и большинство реально строящихся объектов сейчас находятся в нем.

«Можно прогнозировать, что последствия кризиса строительная отрасль будет ощущать еще в ближайшие несколько лет, и доминирование жилья эконом — класса продолжится. Покупатели стали гораздо аккуратнее относиться к своим расходам, и зачастую предпочтут поступиться фактором престижа ради снижения затрат», — поясняет Максимов, и добавляет, что наиболее перспективным сегментом считает «комфорт-класс» — качественное индивидуальное жилье, отвечающее всем требованиям по комфортности, но при этом доступное по цене благодаря минимизации себестоимости строительства, за счет оптимизации проектных и технологических решений. Именно этот сегмент показал наибольшую устойчивость к негативным изменениям рынка.

Тенденции и перспективы.

Основная тенденция, которая наметилась в 2009 году и продолжится в грядущем, это «передел» рынка: смена собственников компаний, а также всевозможные укрупнения и слияния. Небольшим компаниям сейчас сложно выдерживать конкуренцию, и они будут вынуждены либо уйти с рынка, либо влиться в крупные структуры. С рынка ушли все непрофильные игроки, для которых девелопмент был не основным источником прибыли. Что касается крупных компаний, переживших пик кризиса, то вероятнее всего, для них основные потрясения уже позади – однако время крупных перемен еще не завершилось.

И другая — тотальная реконцепция проектов. Многие компании корректируют проекты, строительство которых еще не начато, делают их менее амбициозными и более адекватными рыночной ситуации. Кто-то переориентирует коммерческие площади в гостиничные или жилые, кто-то перепозиционирует объекты в другие сегментах, упростит конструкцию, уменьшит площади квартир, изменит планировки, и так далее.

Сегодня уже невозможно, как раньше, руководствоваться принципом «и так купят». Ограниченность предложения и низкая конкуренция приводили к тому, что все выводимые на рынок объекты находили своих покупателей, и приносили прибыль застройщикам, которые зачастую даже не понимали, какие недочеты и ошибки были допущены. Постоянный рост цен компенсировал просчеты и недостатки, которые проявились со всей очевидностью только в уходящем году.

Но сейчас, прежде чем начинать строительство объекта, нужно быть уверенным в том, что он будет востребован. Ошибки на этом этапе могут погубить проект, и он никогда не станет ликвидным и рентабельным, сообщают эксперты компании ГК «Пионер».

«Российский девелопмент еще довольно молод, и это его первый серьезный кризис, который даст хороший опыт тем, кто его пережил, — комментирует Леонид Максимов. — Не бывает бесконечного роста, как не бывает взлетов без падений. Те компании, которые справятся с трудностями, несомненно, станут аккуратнее относиться к рискам и четко поддерживать финансовую дисциплину».

Девелоперы на своем примере убедились, что рост рынка приводит к притоку инвестиций, а это влечет за собой профицит денежных средств и иллюзию неограниченности финансовых ресурсов. В результате, компании начинают «жить не по средствам», неоправданно рассчитывая на будущие сверхдоходы. Но благодаря опыту, накопленному в кризисном 2009 году, финансовая ответственность девелоперов повысится, и рынок станет более устойчив к будущим потрясениям, что позволит переживать их с меньшими потерями.

По материалам ФИНАМ.инфо

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *